Найти тему
Литрес

А ведь этой книги могло и не быть! Машина, фен и миксер в обмен на «Сто лет одиночества»

Оглавление
Иллюстратор Луиза Ривера
Иллюстратор Луиза Ривера

Макулатура или литература? Когда Габриэль Гарсиа Маркес писал «Сто лет одиночества», его терзали сомнения по поводу результата. Впрочем, как и его жену: «Не хватало только, чтобы роман оказался плохим», – повторяла она. Что не удивительно, ведь на карту было поставлено все: благополучие семьи, взаимоотношения супругов, будущее детей...В итоге, по мнению New York Times, получилось «второе произведение после Книги Бытия, которое обязательно к прочтению для всего человечества».

Легендарный роман «Сто лет одиночества» сразу после публикации был признан шедевром латиноамериканской прозы XX века, а сам автор стал самым знаменитым колумбийским писателем и получил Нобелевскую премию по литературе.

Жертвы оправданы! А ведь этой книги могло и не быть! Почему? Мы вам расскажем.

Сто лет одиночества
Габриэль Гарсиа Маркес

-2

«Сто лет одиночества» Габриэля Гарсия Маркеса – роман, сюжет которого нельзя пересказывать. Это произведение, которое нужно прочувствовать и пережить. Перед глазами читателя мелькают поколение за поколением из рода Буэндиа. Среди них – революционеры и лентяи, пылкие любовницы и скромные домохозяйки. Род Буэндиа разрастается вместе с небольшим городком Макондо и умирает вместе с ним.

Книга Маркеса наполнена самыми разными событиями: военными действиями, инцестами, рождением детей, магией и чудесами. Этот динамичный калейдоскоп жизни порождает в читателе прямо противоположное ощущение плавного, неумолимого течения времени и чувство одиночества. Всеохватывающего и всепоглощающего одиночества, которым пронизана судьба каждого из героев.

Исторический контекст

Луиза Ривера
Луиза Ривера

Гарсиа Маркес написал «Сто лет одиночества» за 18 месяцев. Исследователи говорят, что идея этого произведения появилась в 1952 году, когда автор посетил свою родную деревню Аракатака. Сам литератор утверждает, что роман задумал еще в юности: «В действительности „Сто лет одиночества“ был первым романом под названием „Дом“, который я пытался написать, когда мне было 17 лет».

После той поездки Маркес опубликовал рассказ «День после субботы», где Аракатака стала прообразом Макондо – вымышленного места, где происходит действие романа «Сто лет одиночества». А бабушка с дедушкой, с которыми писатель провел все свое детство – главными персонажами этой магической истории. Спустя еще несколько десятков лет мэр Аракатаки предложит переименовать город в Макондо.

История написания

Луиза Ривера
Луиза Ривера
«…У меня была жена и двое маленьких сыновей. Я работал пиар-менеджером и редактировал киносценарии. Но чтобы написать книгу, нужно было отказаться от работы. Я заложил машину и отдал деньги Мерсе́дес. Каждый день она так или иначе добывала мне бумагу, сигареты, все, что необходимо для работы. Когда книга была кончена, оказалось, что мы должны мяснику 5000 песо – огромные деньги. По округе пошёл слух, что я пишу очень важную книгу, и все лавочники хотели принять участие. Чтобы послать текст издателю, необходимо было 160 песо, а оставалось только 80. Тогда я заложил миксер и фен Мерседес».
– Из интервью Гарсиа Маркеса журналу Esquire

Композиция

Луиза Ривера
Луиза Ривера

Книга состоит из 20 неименованных глав. В первых трёх рассказывается о переселении группы людей и основании деревни Макондо. С 4 по 16 главы повествуется о развитии селения. В последних главах романа показан его закат.

Почти все предложения построены в косвенной речи. Прямая речь и диалоги почти не используются. Удивительно, что предложение из 16-й главы, в котором Фернанда дель Карпио причитает и жалеет себя, в печатном виде занимает две с половиной страницы.

Главная тема

Луиза Ривера
Луиза Ривера

На протяжении романа всем его героям назначено судьбой страдать от одиночества, которое является врождённым «пороком» семьи Буэндиа. Селение, где происходит действие романа, живёт в ожидании визитов цыган, привозящих с собой новые научные изобретения. Одна из причин одинокой жизни и отрешённости жителей Макондо – неспособность любить и предрассудки.

Творческий метод

Луиза Ривера
Луиза Ривера

В произведении фантастические события преподносятся через через ситуации, которые для персонажей не являются необычными. Именно в этом заключается магический реализм, главным произведением которого стал роман «Сто лет одиночества».

Текст книги отклонили несколько разных издательств. По-видимому, их «испугала» необычная манера письма Маркеса. В его произведении смешивается реальная повседневная жизнь и фантастические элементы. Например, в романе появляются умершие персонажи, цыган Мелькиадес предсказывает будущее, а одну из героинь уносит в небо.

То, что другие считают магией, Гарсиа Маркес называет «жизненным опытом»: «Стоит вам открыть газету, и вы увидите, что необычные вещи случаются с нами каждый день. В моих романах нет ни одной строчки, которая не была бы основана на реальности».

Цитаты из книги

Луиза Ривера
Луиза Ривера
Благополучная старость – это умение договориться со своим одиночеством.
~~~
Прошлое ложь, для памяти нет дорог обратно, каждая миновавшая весна невозратима, и самая безумная и стойкая любовь всего лишь скоропреходящее чувство.
~~~
Надо прислушаться к голосу ребенка, которым ты был когда-то и который существует еще где-то внутри тебя. Если мы прислушаемся к ребенку внутри нас, глаза наши вновь обретут блеск. Если мы не утеряем связи с этим ребенком, не порвется и наша связь с жизнью.
~~~
Литература самая лучшая забава, придуманная, чтобы издеваться над людьми.
~~~
Она обладала редким даром не существовать до тех пор, пока в ней не появится необходимость.
~~~
...за обеденным столом можно любить также, как в постели.
~~~
Всякая вещь живая. Надо только суметь разбудить ее душу.
~~~
Будь спокоен. Умереть труднее, чем кажется.
~~~
Время в своем движении тоже сталкивается с препятствиями и терпит аварии, а потому кусок времени может отколоться и навечно застрять в какой-нибудь комнате.
~~~
Тем родам человеческим, которые обречены на сто лет одиночества, не суждено появиться на земле дважды.
~~~
Дождь лил четыре года одиннадцать месяцев и два дня. ...Воздух был настолько пропитан влагой, что рыбы могли бы проникнуть в дом через открытую дверь, проплыть по комнатам и выплыть из окон.
~~~
Он действительно побывал на том свете, но не мог вынести одиночества и возвратился назад.
~~~
Человек не связан с землей, если в ней не лежит его покойник.
~~~
Где бедность, там и любовь...
~~~
Люди живут и носят одни и те же имена и разные, почти карнавальные, маски. Кто отличит героя от предателя, а шлюху от святой?
~~~
Зачем тратить столько слов, чтобы объяснить то, что чувствует человек на войне, если достаточно одного слова: страх.
~~~
Командуйте на вашей войне, а в моем доме командую я.
~~~
Минута примирения стоит больше закадычной дружбы.
~~~
Одна разновидность любви уничтожает другую ее разновидность, ибо человек в силу своей природы, насытив голод, теряет интерес к еде.
~~~
Лучший друг тот, кого нет на свете.
~~~
Что поделываете, полковник? Да вот сижу, жду, когда понесут мимо гроб с моим телом.
~~~
В живых и узких голубых глазах светилась кроткая доброта человека, прочитавшего все книги на свете.
~~~
Она объявила бессрочный траур... Без покойника, но по пустым надеждам.
~~~
В тот день, когда люди станут сами разъезжать в первом классе, а книги будут возить в товарных вагонах, наступит конец света.
~~~
Пусть хоть поросята рождаются, лишь бы не хрюкали, а говорили.
~~~
Зло коренится не в окружающем мире, а где-то в потаенном уголке непостижимого сердца.
~~~
Не будет ни одного дома наряднее и гостеприимнее, чем этот сумасшедший дом.
~~~
Человек умирает не тогда, когда должен, а тогда, когда может.
~~~
... пока мы живём на свете, мы остаёмся вашими матерями и, будь вы хоть сто раз революционеры, имеем право спустить с вас штаны и отлупить ремнём при первом же к нам неуважении.
~~~
... он сурово подводил итоги своей жизни, начиная понимать, как сильно любил в действительности тех людей, которых больше всего ненавидел.
~~~
… дивное свойство способность думать о прошлых радостях без горечи и раскаяния.
~~~
Ему пришлось развязать тридцать две войны, нарушить все свои соглашения со смертью, вываляться, как свинья, в навозе славы, для того чтобы он смог открыть с опозданием почти на сорок лет преимущества простой жизни.

А вы уже прочитали легендарный роман Гарсиа Маркеса? Как по-вашему, эта книга только об одиночестве? Поделитесь своими впечатлениями в комментариях с другими читателями.

-9