Сегодня, стоит открыть Интернет или включить первый попавшийся фильм, как на человека посыплется целая серия картинок с обнажёнными или полуобнажёнными женщинами. Степенью откровенности удивить кого бы то ни было не просто сложно, а давно перестало быть возможным, ибо целые поколения росли, глядя на людскую распущенность и принимая её как данность.
Однако так было далеко не всегда. Ещё в начале прошлого столетия в России никто не рисовал дам без одежды. Некоторые живописцы использовали моделей-мужчин, которые представали абсолютно голыми на их полотнах. Но женщин – никогда. Конечно, на Западе, начиная с эпохи Возрождения, использование натурщиц было в широком ходу. Так создавались сцены из мифологии и целый ряд более или менее скандальных работ.
Но вернёмся в Российскую империю и вспомним, как первые обнажённые дамы появились на холстах отечественных художников.
В 1897 году к руководству мастерской при Московском училище живописи, ваяния и зодчества пришёл Валентин Александрович Серов. Эта должность изначально его не привлекала. Он долго отказывался от преподавания, так как не видел в себе склонности к подобной работе.
👉 Валентин Александрович Серов (Википедия)
Русский живописец и график, мастер портрета, академик Императорской Академии художеств.
Родился: 19 января 1865 г., Санкт-Петербург, Российская империя
Умер: 5 декабря 1911 г. (46 лет), Москва, Российская империя
И правда, по свидетельствам современников, Серов был человеком угрюмым и с людьми сходился плохо. Однако именно его влияние привнесло серьёзное новшество в живопись эпохи.
Из воспоминаний Владимира фон Дервиза:
В семье Саввы Мамонтова, в которой Серова с детства считали родным, его называли Тоша – никто уж не помнил почему. Когда же Савву Ивановича арестовали, обвинив в растрате, лишь немногие друзья вступились за мецената, письмо Николаю II передал Тоша, заканчивавший в те дни портрет царя. Заступничество помогло – Мамонтова перевели из тюрьмы под домашний арест. Портрет был закончен, однако императрица Александра Фёдоровна, некогда учившаяся рисовать, решила показать художнику, где надо подправить изображение. Серов молча протянул ей палитру. Императрица обиделась и удалилась, Николай только рассмеялся.
Он открыл класс, ученики которого рисовали обнажённых женщин. Моделью для многих из них стала муза Серова, Вера Ивановна Калашникова. Её лицо можно увидеть на картинах Машкова, Ульянова, Пищалкина и других мастеров эпохи. Калашникова была профессиональной натурщицей.
С её помощью живописец создал лучшие шедевры, выполненные гуашью и акварелью. Вера Ивановна позировала и для знаменитого портрета Генриетты Гиршман. Серов наложил черты одной женщины на образ другой, стараясь работать по принципу, который использовали величайшие гении Ренессанса.
Первая выставка, на которой были представлены картины выпускников класса под руководством Валентина Александровича, состоялась в Третьяковской галерее под занавес XIX столетия. Она носила интригующее название «Магия тела» и показывала обнажённую натуру в новом ракурсе.
Нужно отметить, что отношение к работам Серова у современников было двояким. С одной стороны, его талант не отрицался, что и послужило поводом для назначения его наставником в уважаемое образовательное учреждение. С другой, он часто изображал на своих портретах черты, которые не видели в себе сами модели. Художник был склонен выискивать скрытое и смотреть в самую глубь.
«До того как нас, молодежь начала двадцатого века, отравил микроб нового искусства, Серов был нашим кумиром», — признавался один из основателей футуризма Давид Бурлюк, который не мог не оценить «могучую», по выражению Велимира Хлебникова, кисть Серова. О магической силе его воздействия говорил Сарьян, об искании в искусстве новых путей — Маяковский.
«В комнату с ним входила невидимо атмосфера любви и суда над всем ложным, фальшивым, так же медленно, не блистая радугой красок, входило в сознание наше его огромное творчество, — и оставалось там жить навсегда», — скажет о Серове Андрей Белый.
«Серов сам — самое трудное в искусстве», — писал в 1911 году по поводу кончины художника Николай Рерих. Действительно, не всегда до конца понятное его современникам, искусство мастера и по сей день продолжает волновать нас своей выразительностью и своей недосказанностью, иронией и подспудным, затаенным трагизмом — своей сложностью и своей простотой. Перефразируя Рериха, — и «теперь, с проходящими годами, все более нужным становится облик Серова в истории русского искусства».
Источник
Смерть настигла художника внезапно. 22 ноября 1911 года он ехал в поместье, принадлежащее Щербатовым, где должен был писать картину, у Валентина Александровича случился приступ стенокардии. Он прожил всего 46 лет, из которых 30 посвятил искусству.
Он не только замечал потаённые особенности личности, как хороший психолог, но и изображал их в утрированной форме, создавая фактически карикатуры. И это далеко не всегда приветствовалось. Подобный талант и смелость, необходимая для его практического выражения, заслуживает восхищения.
Недаром ведь Валентин Александрович считается классиком отечественной живописи, а его вклад в развитие искусства давно не подлежит сомнениям и обсуждениям.