Сейчас для космологов наступает самое захватывающее время : накапливаются результаты, возникают идеи. Но это также и запутанное время. Не все обсуждаемые идеи могут быть правильными; они даже не соответствуют друг другу.
Как судить о прогрессе?
Несмотря на все разговоры об опровергнутых теориях, космологи твердо установили основы нашей области.
За последние 70 лет они собрали множество доказательств того, что наша вселенная расширяется и охлаждается.
Во-первых, свет от далеких галактик смещается в сторону красного, как и должно быть, если пространство расширяется и галактики оттягиваются друг от друга.
Во-вторых, море теплового излучения заполняет пространство, как и должно быть, если бы пространство было более плотным и горячим.
В-третьих, вселенная содержит большое количество дейтерия и гелия, как и должно быть, если температуры когда-то были намного выше.
В-четвертых, миллиарды лет галактики назад выглядели заметно моложе, как и должны, если они ближе к тому времени, когда галактик не существовало.
Наконец, в пятых, искривление пространства-времени, похоже, связано с материальным содержанием вселенной,
То, что вселенная расширяется и охлаждается, является сутью теории большого взрыва.
Наука стремится усилить каждое доказательство, добавив перекрестные связи из различных измерений. Теория большого взрыва больше не подвергается серьезному сомнению.
Даже самая радикальная альтернатива - последнее воплощение теории устойчивого состояния - не оспаривает, что вселенная расширяется и охлаждается.
Конечно, вы все еще слышите различия во взглядах в космологии, но они касаются дополнением к уже известным знаниям.
Например, никто не знает, что происходило со вселенной, прежде чем она начала расширяться.
Ведущая теория, инфляция, является привлекательным дополнением к этой структуре, но ей не хватает перекрестных связей. Это именно то, что сейчас ищут космологи.
Если проводимые измерения согласуются с уникальными сигнатурами инфляции, то мы будем считать их убедительным аргументом для этой теории.
Более твердым является доказательство того, что большая часть массы Вселенной состоит из темной материи, сгруппированной вокруг внешних частей галактик.
Существуют разумные аргументы в пользу печально известной космологической постоянной Эйнштейна или чего-то подобного, похоже, что сейчас вселенная переживает ускорение именно благодаря этому.
Десять лет назад космологи, в целом, приветствовали темную материю, как элегантный способ объяснить движения звезд и газа в галактиках.
Однако, большинство исследователей испытывали настоящее отвращение к космологической постоянной. Теперь большинство принимает его или его союзную концепцию, квинтэссенцию.
Физики частиц приветствуют вызов, который космологическая постоянная ставит перед квантовой теорией.
Такое смещение взглядов не является отражением присущей слабости, а скорее свидетельствует о том, что субъект находится в состоянии здорового хаоса вокруг медленно растущей стационарной структуры.
Люди - "студенты-природы", и по мере продолжения занятий мы корректируем наши представления.
Уроки, в данном случае, включают признаки ускорения космического расширения: яркость сверхновых вблизи и далеко, возраст старейших звезд, огибание света вокруг далеких масс, и колебания температуры теплового излучения по небу.
Доказательства впечатляют, но ученые все еще не уверены в деталях космологической постоянной, включая возможные противоречия с эволюцией галактик и их пространственным распределением. Теория ускоряющейся вселенной находится в стадии разработки.
Со временем инфляция, квинтэссенция и другие обсуждаемые в настоящее время концепции либо будут прочно интегрированы в центральную структуру, либо будут заброшены и заменены чем-то лучшим.
В некотором смысле, ученые работают без работы. Но Вселенная - это, мягко говоря, сложное место, и глупо думать, что у них кончатся продуктивные направления исследований в ближайшее время.