Найти в Дзене
Страшно жить!

Кровавый пикник на "Александре Суворове"

Теплоход "Александр Суворов". Фото из открытых источников
Теплоход "Александр Суворов". Фото из открытых источников

Советский теплоход налетел на мост через Волгу около города Ульяновска. Погибли 176 человек.

5 июня 1983 вечер на круизном речном теплоходе был веселым. Во время ужина по громкой связи поздравили повариху с днем рождения. В ресторане раздались аплодисменты: на "Суворове" была отменная кухня. Потом объявили аукцион. Поэтому все сразу устремились в зал на верхней палубе.
Все шло обычно. Кроме одного - теплоход шел в шестой пролет моста, через который и суда меньших габаритов пройти не могли.
Береговая диспетчерская служба, увидев, что судно движется к шестому "запретному" пролету, пришла в ужас и начала предупреждать по радио вахтенных на "Суворове". Никакого ответа не последовало. Диспетчеры, в полном отчаянии, успели пустить предупредительные ракеты. Но остановить судно или заставить его хоть чуть отклониться было уже невозможно.
Не сбавляя скорости, "Суворов" врезался в пролет...
Удар теплохода искривил, разрушил рельсовый путь, и мост вышел из строя.
Кстати, многие из тех, кто оставался в каютах на нижних палубах, удара даже и не заметили - в точности, как на "Титанике", - в корпусе он отозвался глухим, неясным гулом. К тому же в репродукторах звучала музыка.
Но удар был сокрушающим: он срезал, как лезвием, ходовую рубку и всю верхнюю палубу вместе с кинозалом, до отказа забитых людьми.
Тяжелый железнодорожный состав в это время шел по мосту. И вагоны опрокинулись вниз. На гибнущий теплоход посыпались уголь, бревна, зерно.

После катастрофы. Фото из открытых источников
После катастрофы. Фото из открытых источников

Теплоход остановился не сразу. Инерция и огромная масса протащили его под мостом, и - еще метров триста после. И только потом "Суворов" замер на глади реки.
Страшную картину восстанавливали свидетели.
Перед началом фильма многие заглядывали в кинозал, но, увидев столпотворение, уходили. Акоп А. с женой тоже попытались войти, но стало душно. Спустились в каюту. Почувствовав, что судно содрогнулось, он побежал наверх и отпрянул: потоки крови, оторванные конечности, головы, вывороченные внутренности...
Двоих приятелей спасла бутылка водки. Следователь попросил объяснить, почему жены их погибли, а они живы? Выяснилось, что жены, нарядившись, отправились смотреть кино, в то время как мужья предпочли распить в каюте бутылку водки.
В этой катастрофе чудом выжил капитан "Суворова" Клейменов. Он не сразу осознал, что случилось. Клейменова подобрали возле опоры моста, на дамбе. Он был в одних плавках и не помнил, как оказался здесь. Судя по всему, его выбросило с высоты двенадцати метров. Сначала он рассказывал, что вытащил из реки погибающего человека и только потом потерял сознание. Однако на другом допросе заявил следователю, что сознание не терял.
Перед следствием стояло много задач, и главная - отыскать на дне ходовую рубку с телами вахтенного штурмана и рулевого. Медэкспертиза должна найти ответ на вопрос: почему "Суворов" ринулся в заведомо непроходимый шестой пролет? На рассвете 6 июня никто не представлял масштаба трагедии. Ни один из членов правительственной комиссии, ни один из членов следственной бригады не смог бы назвать количество жертв. Капитан обязан был знать, сколько человек на борту его судна. Он не знал. Не знал и старпом. Но старпом, как и вахтенный штурман, как и рулевой, как и радист с женой, - она была тоже в экипаже, - погибли.
Всех интересовала повариха, которую поздравляли с днем рождения. Очень многие считали тогда, что другой причины, кроме как пьянство, - нет. Предполагали даже, что в роковые минуты теплоходом вообще никто не управлял.
Евгений Иванович Честнов, один из экспертов по делу о катастрофе, уверен, что главными виновниками трагедии были погибшие. Главными, но не единственными. У Честнова были основания считать виноватыми и железнодорожников.
Тогда, в 1983 году, эксперты выделили четыре причины, приведшие к катастрофе: халатность первого штурмана; халатность рулевого; отсутствие сигнальных огней на мосту (были сумерки).
На шестом пролете, через который такое судно пройти не могло, стояла будка путевого обходчика, напоминавшая своими очертаниями сигнальный щит, обозначавший судоходный пролет.
Такой сигнал в виде ромба - для судов, идущих вниз по Волге, и прямоугольник - для судов, по ней поднимающихся. Светлая будка могла восприниматься прямоугольником.
Особая история с сигнальными огнями. Оказывается, за включение огней никто не отвечал. За электропроводкой следил один, за лампы отвечал другой, а включал - путевой обходчик.
И еще деталь. Капитаны неоднократно сообщали в Управление Куйбышевской железной дороги о том, что в районе моста сложилась аварийная ситуация. И старший судоходный инспектор Ульяновского участка С. Корешков писал начальнику отделения железной дороги и заведующему промышленно-транспортным отделом обкома партии.
Следователь Генеральной прокуратуры, ведший дело "Суворова", рассказал, что удалось разыскать свидетелей, заходивших за несколько минут до катастрофы в рубку и видевших замечтавшегося рулевого и углубившегося в чтение детектива штурмана. Митенков восемнадцатый раз шел под мостом и, видимо, чувствовал себя слишком уверенно. Это погубило 176 человек.
Тела этих двоих подняли со дна Волги. Алкоголя в крови не обнаружили.

Капитан Клейменов. Фото из открытых источников
Капитан Клейменов. Фото из открытых источников

Следствие пришло к выводу, что капитан Клейменов самоустранился от спасения пострадавших, телесных повреждений на нем не было обнаружено, и, поскольку он не смог обеспечить дисциплины на судне, суд приговорил его к десяти годам лишения свободы.
В заключении капитан "Суворова" пробыл около шести лет, потом его освободили по состоянию здоровья: он страдал гипертонией. Но дома, на свободе, он прожил недолго. Умер в 1990 году от инфаркта, до последнего часа мучаясь от своей причастности к ужасным событиям.

А как вы считаете, кто на самом деле виноват?

Спасибо за прочтение! Не забудьте поставить лайк, если статья "зашла".

За подписку - отдельное спасибо!