11 ноября 1480 года наступил, казалось, самый счастливый день в истории России: стояние на Угре завершилось отступлением войск хана Ахмада в степь, монголо-татарское иго наконец-то завершилось. В те счастливые дни всем без исключения на Руси казалось, что уж теперь Великое княжество Московское обрело подлинную свободу, но увы - на самом деле в 1480 году произошла банальная смена хозяев, место одного осколка Монгольской империи - Большой орды занял другой - Крымское ханство, которое не только продолжило обдирать Русь как липку, но и смогло добиться того, о чем не могли и мечтать правители Золотой орды.
Система крымско-татарского контроля над Восточной Европой серьезно отличалась от золотордынской, хотя сути дела это не меняло - это было тоже иго, только перелицованное. Главным отличием крымско-татарского ига было то, что Крымское ханство не осмеливалось в открытую вмешиваться во внутреннюю и внешнюю политику подвластных государств, так как было очень слабым - уже в 1478 году оно стало вассалом Османской империи. Иго выражалось в том, что и Великое княжество Московское (позже - Русское царство), и Великое княжество Литовское (позже - Речь Посполитая) ежегодно выплачивали крымским татарам дань, стыдливо именуемую "поминками". Поминки выплачивали как деньгами, так и натурой (мехами, моржовыми клыками и т. п), но в этом сходство между литовскими и московскими "поминками" заканчивалось. Если литовцы выплачивали дань регулярно и в больших количествах, то Россия при Рюриковичах выплачивала дань по принципу "Как Бог на душу положит", порой прекращая выплаты вовсе. Перебои с выплатами "поминок" вместе с общим ослаблением Русского царства в ходе Ливонской войны и стали причинами русско-крымской войны 1569-1572 годов.
Кроме "поминок" Крымское ханство получало деньги с Руси и Литвы в качестве выкупа за пленных, для чего в Москве в XVI веке был основан специальный Полоняничный приказ. Система крымско-татарского контроля над Русью и Литвой была идеальной, но крымским ханам никогда не давали покоя лавры хана Батыя, в 1237-1242 огнем и мечом прошедшегося по всей Восточной Европе, но все их потуги начать полноценную завоевательную кампанию неизменно останавливались... нет, не богатыми "поминками", а суровыми воинами, "выбитыми из народной груди огнивом бед" - казаками.
После окончания Смутного времени царь Михаил Федорович заключил в 1615 году мирный договор, по которому Крымскому ханству регулярно выплачивались ежегодные поминки размером от 8 до 12 тысяч рублей (по тем временам - сумма астрономическая). Впрочем, эти деньги в крымской казне надолго не задерживались - ее регулярно потрошили донские казаки, с начала XVll века совершавшие набеги на Крым. Что касается Речи Посполитой, то там "поминки" крымскому хану превратили в средство политической манипуляции, путем богатых подарков натравливая татар на Русское царство, а в 1648 году вообще прекратив их выплату, рассчитывая объединить все общество идеей войны против татар (только вот того, что запорожские казаки договорятся с крымскими татарами и совместно обрушатся на Польшу, король Владислав lV предвидеть не смог).
К концу XVll века Русское царство уже окончательно созрело для того, чтобы избавиться от крымско-татарского ига. Взятие Азова в 1696 году показало, что новая Россия уже не та страна, которая позволит драть с себя три шкуры, лишь бы не били. В 1700 году при заключении мирного договора с Турцией в него был включён пункт о снятии крымско-татарского ига, которое отныне стало неприятным достоянием истории. Правда, после Прутского похода 1711 года крымские послы попытались было снова поднять вопрос о "поминках", но одного рыка Петра l хватило для того, чтобы в Крыму забыли о восстановлении ига навсегда. Что касается Речи Посполитой, то она продолжала выплачивать огромную дань крымским татарам до русско-турецкой войны 1768-1775 годов, когда Крымское ханство стало протекторатом России, а Речь Посполитая подверглась первому разделу.