Найти в Дзене

О высшем образовании в Российской Империи

Доктор Бронсон поинтересовался, какое высшее образование в России и как оно отличается от высшего образования в других странах.

"Одним из недостатков высшего образования в широком смысле этого слова, - сказал профессор, - был обычай, который преобладал и до сих пор преобладает в значительной степени для богатых людей - воспитывать своих детей дома". У каждого дворянина, который мог себе это позволить, был наставник для своих мальчиков и гувернантка для своих девочек. Нет такой страны, где наставники и гувернантки были бы более уверены в своей занятости, чем в России, и у меня есть гарантии от них, сотни раз повторяющиеся, что к ним здесь относятся лучше, чем в любом другом месте. Репетитор или гувернантка почти всегда становится членом семьи, сидит с ними за столом, представляется гостям, является частью их социального круга и старается чувствовать себя как дома. Гувернантками обычно являются англичане или французы, а наставниками - французы или немцы. Обучение детей в этих домах начинается с самого раннего возраста, и они, естественно, свободно говорят на языке своих педагогов, отсюда следует, что русские из высших слоев общества имеют, по праву, репутацию лучших лингвистов Европы".

Когда профессор сделал паузу, Фрэнк заметил, что видел, как почти каждый русский офицер говорил по-французски или по-немецки, и многие из них говорили по-французски, по-немецки и по-английски. "Французский язык, кажется, почти универсален среди них, - добавил он, - по крайней мере, насколько мне удалось выучить."

"Это правда, - сказал профессор, - и многие русские говорят по-французски лучше, чем на своем родном языке. С французскими нянями в младенчестве, французскими гувернантками или наставниками по мере из взросления и с их родителями, говорящими по-французски, это не должно быть удивительно."

https://i.pinimg.com/564x/d3/b1/66/d3b1668416925183b8be4b2fba335264.jpg
https://i.pinimg.com/564x/d3/b1/66/d3b1668416925183b8be4b2fba335264.jpg

"Система домашнего воспитания препятствовала воспитанию в школах дворянства, и только во времена царствования Николая II произошли перемены. Министр народного образования при Железном царе граф Уваров подает пример, посылая собственного сына в Санкт-Петербургский университет. Был подан пример, и посещаемость в университетах и обычных школах быстро возросла. Николай придал системе военный характер, постановив, что студенты должны носить треуголки и шпаги, но от этого отказался Александр II. Политика Николая была отражена в словах его поручения графу Уварову "Православие, самодержавие, национализм".

Фред спросил, сколько в Империи университетов и средних школ.

"Есть девять университетов, - ответил профессор, - расположенных в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Казани, Вильне, Дорпате, Харькове, Одессе, Варшаве и Харькове. Преподаватели финансируются правительством, а бедные студенты получают стипендию на свою жизнедеятельность. Для поступления в вузы они должны сдать экзамен в процессе обучения в гимназии или лицеях провинциальных городов, всего около четырехсот человек, либо получить эквивалентное образование на дому. Средние школы или гимназии соответствуют вашим академиям или гимназиям в Америке и имеют такое же отношение к университетам."

"Помимо университетов, дающих дипломы в области права, медицины, математики, естествознания, филологии и восточных языков, существуют различные медицинские и юридические факультеты, такие же как медицинские и юридические факультеты других стран. В стране функционируют четыре бесплатные средние школы для обучения женщин, а количество поступающих в них постоянно превышает количество мест, необходимых для их обучения. Существовало женское медицинское училище, но оно было закрыто в 1884 году за то, что использовалось как средство распространения революционных идей".

Фрэнк и Фред хотели бы получить дополнительную информацию о причине закрытия этого медицинского института, но они помнят, что профессор, вероятно, не захочет обсуждать эту тему, поскольку она имеет политическое значение, и поэтому не было задано никаких вопросов по этому поводу.

Завтрак закончился, и компания зашла в карету, которая ждала у двери, и была отвезена в университет.

"Одна вещь, которую я забыл сказать, - сказал профессор, как только они сели в транспортное средство, - и это касалось образования в Финляндии. В Великом Княжестве действует система государственного образования, отличная от остальной части империи. Университет находится в Хельсинки, средние школы во всех основных городах и начальные школы в деревнях. Почти все население умеет читать, и почти каждый молодой человек может писать в течение своих школьных дней, хотя он часто забывает об этом достижении в последующие годы."