4 октября, в 350-летнюю годовщину со дня смерти Рембрандта, открылась выставка работ этого выдающегося художника — Rembrandt’s light. Картинная галерея Dulwich, что находится к югу от Лондона, поставила перед собой амбициозную задачу — рассказать о мастере светотени с позиции современного кинематографа. Что было бы, если бы Рембрандт творил в наши дни? Кураторы без тени сомнения отвечают: он бы создавал кино. О справедливости этого утверждения можно долго рассуждать, но вряд ли стоит воспринимать его всерьез. Это здесь не главное. А главное — свет.
Его на выставке предостаточно. Сияние идет не только от полотен именитого живописца, но и от эффектно выстроенной системы подсветки. Наверное, примерно так себя чувствуют кинозвезды на съемочной площадке в свете софитов. Оно и неудивительно — за иллюминацию отвечал известный кинооператор Питер Сушицки. В его портфолио легендарный эпизод Звездных Войн «Империя наносит ответный удар» и «Марс атакует!». Совместно с кураторами ему удалось добиться сильного эффекта и, в своем роде, представить полотна в новом свете.
Бесспорно, такой современный подход к демонстрации классической живописи не только вызывает споры среди снобов от искусства, но и в доступной форме объясняет каждому, что же такое свет Рембрандта. Здесь посетителям предлагают самостоятельно исследовать этот феномен в творчестве мастера.
Однако, для начала немного предыстории. В январе 1639 года Рембрандт купил дом мечты в центре Амстердама. Те девятнадцать лет, что он в нем прожил, приходятся на пик его карьеры. В доме были огромные светлые окна и просторные комнаты, что создавало идеальный естественный свет для работы.
В экспозиции представлены два зала «Манипуляции со светом» — день и ночь. В первом от импровизированного окна из творческой мастерской Рембрандта исходит дневной свет, приглушенный занавеской. Именно так экспериментировал художник со светом. Во втором — то же окно в вечерние часы. Чтобы провести аналогию между светом на картине и мягким светом, идущим от огня, его уставили светодиодными свечами.
Свечи еще не раз встретятся в экспозиции. Промеж залов находится мавзолей основателя этой картинной галереи — Сэра Джона Соуна. Здесь среди каменных могил тоже расставлены свечи, а через желто-оранжевые стекла льется мягкий дневной свет. Кураторы назвали это «Местом для медитаций», где можно понаблюдать за игрой естественного света, а заодно и полистать каталог выставки.
Этот склеп с креативным назначением предшествует импровизированному кинозалу, где нет ничего, кроме мест для сидения и шедевра Рембрандта — «Явление Христа Марии Магдалине». Зрителям предлагают понаблюдать, как меняется восприятие картины в зависимости от интенсивности направленного света: ее то затемняют до черноты, то выбеливают до тончайших деталей.
И, наконец, финал — последний зал пестрит крупными работами. «Девушка в окне», «Девушка в кровати», «Девушка, купающаяся в реке». Правда, все их и так можно увидеть, не покидая пределы Британии, а в случае некоторых и картинной галереи Dulwich. Среди полотен, не выставлявшихся ранее в Великобритании: «Ужин в Эммаусе» (Париж), «Филемон и Бавкида» (Вашингтон), «Товия и Анна с козой» (Амстердам) и «Сон Иосифа в конюшне в Вифлееме» (Берлин). Всего выставка насчитывает более 35 живописных полотен, гравюр и рисунков, где в каждой работе виден непревзойденный талант мастера светотени.
Если останется время, взгляните на основную коллекцию галереи — там и Рубенс, и Веронезе, и еще много других старых мастеров.
Читайте полную версию статьи на нашем сайте и вы сможете более подробно ознакомиться с экспозицией и узнать какие мероприятия подготовила выставка для всей семьи.
Хотите больше знать про Лондон? Читайте городской журнал Afisha.London. Вы можете получать нашу рассылку и быть в курсе новостей английской столицы. Подписка на сайте.