Часть 2. Десять черных дат футбола
Футбол это игра, которая приносит величайшую радость людям. Наверное, поэтому, в противовес, на обратной стороне медали этого величайшего изобретения человечества столько страшных и кровавых трагедий, о которых не хочется и вспоминать. Но и забывать о них тоже нельзя, хотя бы потому, чтобы такое в жизни уже не повторилось никогда.
Большие скопления людей, тем более переполненных чувствами, ожиданиями и настроениями, всегда несут в себе опасность того, что могут выйти из под контроля. А где еще столько эмоционально настроенных людей, как не на футболе. И когда эти эмоции выходят из под контроля, то толпа, как раненый зверь, уже теряет разум, и случается страшное.
1. Трагедия в «Хиллсборо»
Ничего не предвещало такого развития событий в тот роковой день15 апреля 1989 года. Болельщики, кто по - одиночке, а кто - то группами, распевая песни, подтягивались к стадиону «Хиллсборо» в Шеффилде, где должен был состояться полуфинальный матч Кубка Англии по футболу. Начало встречи было назначено на 13.00. Но многие не успевали из - за пробок на дорогах Вот почему, когда очень много людей оказалось перед воротами, а матч уже начался, их пропустили сразу всех скопом в один - единственный проход. Полиция не сориентировалась в ситуации, и уже находившиеся в районе трибун люди были просто прижаты к решеткам ограждения хлынувшей на стадион толпой, и умерли, не в силах совершить спасительного вдоха. Девяносто три так и остались стоять мертвыми, пока разъяренные своей беспомощностью полицейские не сумели отогнать толпу. Еще двое были живы до приезда скорой помощи и умерли в больнице. А последний из погибших стал им через четыре года, проведенных в коме.
2. Черный день Аккры
А на другом континенте - в столице Ганы Аккре, в самом сердце черной Африки, причиной подобной же по масштабам трагедии стала игра двух самых лучших клубов страны. Не зря говорят, что лучшее - враг хорошего. Да еще какой! За пять минут до окончания матча между командами "Кумаси Ашанти Котоко" и "Аккра Хартс", на котором присутствовало больше 40 тысяч зрителей, болельщики проигрывавшей команды принялись отрывать пластиковые сиденья от трибун и бросать их на поле. Полицейские и тут оказались на высоте, применив против хулиганов слезоточивый газ. А плакать потом пришлось им самим, расставаясь с погонами и отправляясь в тюрьму. Но что это, по сравнению со 130 погибшими в давке, когда люди кинулись к выходам из стадиона. А они, естественно, благодаря бдительности все той же полиции были закрыты для защиты от безбилетников. Жертв давки могло быть меньше, если бы медики ни уехали еще до окончания матча, решив, что их присутствие не поможет любимой команде выиграть. И правда - не помогли никому. И вот здесь, по иронии все той же судьбы, произошло удивительное спасение. Один из отравившихся газом - Абдул Муххамед, был вместе с другими брошен на бетонный пол морга. Но, когда кто - то из приехавших на опознание, наступил ему на ногу, он очнулся. Один среди ста тридцати мертвых. Повезло.
3. Место смерти изменить нельзя
Так или как - то похоже можно было назвать центральный стадион столицы Перу Лимы - "Эстадио Насиональ" по - перуански. Здесь 24 мая 1964 года до окончания матча с участием аргентинской и перуанской команд оставалось две минуты. Хозяева в стремительной контратаке захватывают врасплох защиту гостей и забивают победный гол. Болельщики ликуют, но, вопреки их чаяниям, судья мяч не засчитывает. Если бы он знал, к чему это приведет. Негодованию возмущенной толпы не было предела. Беспорядки, мгновенно вспыхнувшие на трибунах, готовы были перекинуться на судью и игроков. Что делать? Естественно - применить слезоточивый газ. Результаты - ужасающи. Еще никогда и нигде в мире почти одновременно не погибали в давке, отравлении и впоследствии скончались в больницах столько человек - триста восемнадцать!
Судья эмигрировал, ранеными оказалось еще около тысячи человек. По стране начались погромы жилищ иностранцев. Власти ввели военное положение по всей территории Перу. И только военные патрули и суровый комендантский час остановили еще худшее развитие событий. Не зря центральный вход на стадион оказался таким похожим на воинский мемориал. Как будто архитекторы что - то знали.
4. Резня в Порт-Саиде. На стадионе.
1 февраля 2012 года. Египет.
Ну, какой же болельщик ходит на стадион без ножа! Странная постановка вопроса для любителей и фанатов футбола в Египте. В стране фараонов, похоже, это естественный аргумент, когда слов не хватает. Поэтому, когда во время футбольного матча между местным "Аль-Масри" и каирской командой "Аль-Ахли" хозяева начали побеждать, то ни гостей, ни хозяев это не устроило. Началась одна из самых кровопролитных футбольных потасовок. То есть, массовая драка с применением холодного оружия.
Как будто счёт 3:1 в пользу хозяев можно было этим изменить. Но судьбы 73 человек, которые погибли на месте, действительно были изменены. И в жизни еще около тысячи получивших ножевые ранения память об этом матче буквально врезалась в тело. А для приблизительно пятисот спецназовцев, находившихся в оцеплении и имевших на вооружении автоматы Калашникова, все это, наверное, показалось детской игрой. Они так и не вмешались, пока все не оказалось кончено. Только медики ножей не побоялись и вытаскивали раненых прямо из эпицентра резни. А футбольная федерация Египта решила, что после драки кулаками машут, и запретила проведение матчей в стране. Временно, конечно. Куда же народ без футбола!
5. Смертельный дождь с неба
О далеком и экзотическом Непале, где расположена высочайшая в мире горная вершина Джомолунгма или, по - английски -Эверест, многие слышали, но не были там, и не будут никогда. То же самое можно сказать и о дождях. В этой высокогорной стране они такая же редкость, как у нас землетрясение.
Вот почему, когда 12 марта 1988 года на головы собравшихся на местном стадионе в столице страну Катманду тридцати тысяч болельщиков обрушился настоящий тропический потоп, народ бросился, кто - куда. А куда? На стадионе «Дасаратх Рангасала» все входы и выходы после начала матча между сборными Непала и Бангладеш, были наглухо закрыты. Бедные люди! Ну, промокли бы под дождем, и ничего бы ни случилось. А тут - случилось. В результате - девяносто три погибших и более ста, получивших травмы различной степени тяжести. И ведь, не виноватые ни в чем. Чего нельзя сказать о приблизительно таком же количестве альпинистов, прибывших со всего света, и погибших за время бесчисленных попыток штурмовать Эверест. На самой высокой в мире горе смерти они так и лежат неубранными все эти года. Кто не верит - сходите на Эверест. А еще лучше - ни туда, ни на стадион в столице Непала не ходите.
6. Фейерверк с кровью на трибунах
Уже пятьдесят лет прошло с того дня, но и сейчас любого, кто только попробует зажечь фейерверк на трибунах стадиона в столице Аргентине Буэнос - Айресе, убьют на месте. Люди помнят, что случилось там 23 июня 1968 года. Тогда или служба безопасности проспала, или охрана на трибунах и полиция в оцеплении не сразу среагировали, но случилось то, что случилось. Во время матча между командами "Ривер Плейт" и "Бока Хуниорс" в Буэнос-Айресе, группа непримиримых ни к чему"ультрас" начала бросать петарды в толпу, вызвав пожар. Народ запаниковал, и многие метнулись к выходу. Самые слабые попадали, и их затоптали. Ну, а потом и самых сильных задавили насмерть.
Кровавый итог фейерверка - 73 погибших и 150 получивших ранения. Большинство виновных в начале пожара нашли в потом в морге.
7. Трижды проклятый. Стадион Айброкс Парк. Глазго. Шотландия.
Никто не слушал местных, когда те предупреждали что строить стадион на месте болот, пользовавшихся еще с давних времен дурной славой, нельзя. Стадион в этом районе шотландского Глазго построили. Причем, сначала из дерева на металлическом каркасе. И только много лет спустя он обрел каркас из бетона. Но кровавую дать нечистым силам, согнанным со своего места, стал отдавать почти сразу.
Пятого апреля 1902 года под тяжестью толпы болельщиков рухнули деревянные ярусы западной трибуны. Итог - 25 погибших и более пятисот раненных. Однако это первое предупреждение судьбы шотландцев не остановило. Трибуны укрепили, чтобы почти через шестьдесят лет там погибло еще два человека и было очень много раненных. А через семьдесят лет уже 66 человека нашли там свою смерть и еще полторы сотни - пожизненную память от полученных ранений. Погибшие были просто сдавлены так, что не смогли дышать. Но стадиону и бесшабашным шотландцам - хоть бы что! Все так же ходят на футбол, орут, пью пиво и мысленно играют вместе со своими. Ну, совсем, как мы.
8. Горе страны и «Спартака»
Об этом событии, случившимся в далеком 1982 году, тогда не говорили. Только ходили слухи по притихшей от ужаса Москве, да официальные источники сквозь зубы упомянули о несчастном случае на стадионе «Лужники». Время тогда было такое. Поэтому о количество жертв той страшной давки, которая возникла при выходе болельщиков со стадиона, и сейчас нельзя сказать что - то определенное.
Спустя многие годы называют 66 погибших. Это похоже на речь Сталина о потерях в войне, когда он упомянул семь миллионов, а оказалось на двадцать больше. Скорее веришь цифре, основанной на свидетельствах очевидцев трагедии и родственников жертв - около 340 человек. Эта цифра гуляет и в западной прессе. Однако то, какими там нас привыкли рисовать, вызывает сомнения в ее достоверности. Скорее истина посередине. Не золотой. Потому что нет ничего страшнее слов о том, что мертвые тогда шли в этой середине вместе с живыми - им некуда было падать.
А играли на стадионе 20 октября 1982 года "Спартак" и "Хаарлем" из Голландии. Правда или нет, но после этого в потрясенной случившимся Голландии болельщики вырастили черные тюльпаны.
9. Черный президент
И дело здесь вовсе не в цвете кожи, как кто - то подумал. Просто Мохамед Сиад Барре - президент Сомали, зря приехал на стадион, где его так не любили. 7 июля 1990 года именно его появление на ВИП - трибуне центрального стадиона столицы страны Могадишо вызвало всеобщее негодование. События на зеленом газоне поля мало кого интересовали, когда в главной ложе недовольные граждане неожиданно для себя увидели такое знакомое лицо. Да еще в окружении вооруженной до зубов охраны. У футбольных фанатов оружия не было. Иначе события развивались бы совсем по другому сценарию. Однако все, что оказалось под рукой, в сторону президента полетело. Тот, надо сказать, первое время терпел. Но не вытерпели охранники, и открыли огонь на поражение. Все ли убитые на стадионе на их совести или нет, сейчас не важно. Особенно для шестидесяти двух граждан, которые мертвыми остались лежать на месте. А двести, оставшихся в живых после получения ранений разной жизни тяжести, всю жизнь потом вспоминали их своему президенту. Всю его, оставшуюся после этого недолгую и запятнанную невинной человеческой кровью, жизнь.
10. Сальвадор и Гондурас. По тысяче жизней за каждый мяч.
Говорят, что за все время футбола на стадионах погибли 5896 и получили ранения 7007 человек! Какая точность. Кто все это посчитал? Потому что только одно событие – одна кровавая война лета шестьдесят девятого года, напрямую связанная с футболом, унесла в два раза больше жизней.
Две маленьких латиноамериканских страны, два соседа - Сальвадор и Гондурас накопили во взаимоотношениях кучу проблем. Сейчас бессмысленно о них говорить за давностью лет. Но у нас речь о футболе. В отборочных встречах сборных этих двух стран на Чемпионат мира 1970 года в Мексике тоже возникли проблемы. Итог трех встреч - два один в пользу Сальвадора и шесть четыре - по мячам, забитым в этих матчах. Страшно говорить, но на каждый этот мяч во вспыхнувшей после матчей пограничной войне, пришлось приблизительно по тысяче погибших с обеих сторон. Подобного в мировом никогда не было ни до, ни после. И очень хочется надеяться, что не будет никогда. Тем более, в преддверии или во время проведения очередного Чемпионата мира по футболу 2022 года в Катаре - самом худшем, какое только можно себе представить, месте на земном шаре для такого события.