ГЛАВА 1
О целях, сомнениях и подготовке яхты.
Обзор яхтенных походов.- Сомнения. - О моральности. -
Изучение лоций и карт. -110 пунктов. - Недостаток комфорта.
- Лифчик в гробике. - Бывший склад. - Первый скрип колеса Фортуны. - Одиночество. -
Воткнутая в живот свайка. - Чем охотник отличается от Шварценеггера. - Танки. - Спуск яхты на воду.
... Храбрый гарпунщик Нат Свейн стал посещать моленья, и дело кончилось худо, - он стал бояться за свою ничтожную жизнь и избегать китов...
«МобиДик» Г. Мэлвилл
...Лично я, для острых ощущений, предпочитаю бот.
На нем все происходит стремительно, а времени на дела — тяжелые дела!-в обрез. «Плавание на малых судах» Д. лондон
Я буду прав, если скажу, что только к осени 1996 года я созрел для похода на своей маленькой яхте «Александра» через Берингово море и, если сохраню ее целой - к чему я был готов, то дойти до о.Каяк в заливе Аляска, первой американской земли, встреченной экспедицией Витуса Беринга.
Созрел мой дух, а сонмы всяких «но» пытались задушить его в своих ляжках еще при рождении.
Сидя в антикварном, тронного вида кресле, найденном на свалке, на острове Беринга, омываемом той же водой, что и все континенты, я взвешивал все ЗА и ПРОТИВ.
Я не кусал больше, чем мог проглотить и не ставил недосягаемую цель; она потащила бы за собой очень горькие душевные потери.
На пути был «алеутский минимум» - один из 14 мрачных закоулков планеты; залив Аляска (Тихий океан), где мы потеряли на «Аваче» мачту, «Тарпон» три раза ложился на борт и подломил перо руля, а у «Валентины» поотлетали переборки и ее экипаж — муж с женой, оставили яхту, перейдя на проходившее мимо судно.
Их сообщение, что они прошли 1250 миль от Петропавловска до Датч-Харбора всего за 10 суток, быстрее всех восьми дальневосточных яхт, прошедших ранее этим маршрутом, было хорошим фундаментом в моих размышлениях, подогревало спортивный азарт и лишь год спустя я с сожалением узнал, что это была неправда.
Очень настораживала потеря в Тихом океане сначала одной, а затем вновь построенной в Японии второй мачты у яхтсмена-одиночки из Находки Константина Рыбинцева.
Он ушел «втихушку», не оформляясь и имея цель прославиться, перейдя Тихий океан и бросив швартовые на пирс Сан- Франциско.
Через четыре месяца у атолла Мидуэй его подобрал американский контейнеровоз, яхту по просьбе Кости затопили.
Идея Чеботарева пересечь Тихий океан на плоту, имея в качестве движителя плавучие якоря, говоря мягко, нереальна.
Эти якоря — хороший и единственный тормоз для яхты в штормовом море, - они давали мне возможность оставить румпель и разогреться чаем, - капитаном Воссом написана книга о искусстве использования плавучих якорей (нет, не ищите, у нас она еще не переведена).
Я сомневаюсь, что для Чеботарева в понятие Жизнь с большой буквы входило все, даже смерть, - ведь юность, рискуя, не берет на нее поправки, иллюзия, что жить будешь вечно, заложена в молодежи с компонентами крови.
Я детально анализировал все суровые ситуации и поломки на яхтах, известные мне из общения с яхтсменами и из книг и жаль, что мы никогда не узнаем ничего о яхтах, столкнувшихся с непреодолимыми силами стихии.
Конечно, во всех случаях все капитаны яхт обладали незаурядной волей и готовностью для достижения цели подвергать себя лишениям.
Опыт последних лет работы — чем больше работаешь, тем меньше
получаешь, - назойливо шептал в ухо, что не стоит уродоваться ради мнимой подачки на измельчавшую на острове жизнь, что не привыкать жить на минимуме и что надо готовить яхту к большому походу, - потом, когда-нибудь, будет поздно, как той девушке, которая берегла юбку на потом, пока не выросла из нее. Конечно моя лодка - это не пароход, но все же - она имела каюту, и хотя высота ее была всего метр тридцать - это была каюта.
Был киль, румпель, лебедки и - главная принадлежность яхты — настоящая мачта.
Яхта не была для меня роскошью, она была моим костылем, опираясь на который я мог обследовать некоторые закоулки.
Где-то я слышал фразу, что если бы осужденных отправляли в одиночное плавание, то тюрьмы были бы наполовину пусты, - с этим я не согласен, ведь бороться за жизнь — единственное достойное человека занятие; не рискует только трус или равнодушный, а в море без риска не обойтись.
Я начну с сомнений, а их нельзя писать без боли, которая в конце концов намозолит вам глаза, поэтому буду предельно краток и постараюсь быть честным, хотя правда, по-существу, еще никогда и никому не приносила пользы.
Во-первых, я сомневался, выпустят ли в поход яхту с экипажем из одного человека?
За всю практику мне не довелось держать в руках книгу, где об этом было написано.
Мой ум полон всяких путаных слухов и один из них звучит примерно так, - одиночное плавание нереально, так как наш человек должен иметь вахту, подвахту и сон.
Значит, минимум три члена экипажа.
Одна такая бумажка в руках чиновника могла разом опустить занавес над Беринговым морем.
Во-вторых, я сомневался, выпустят ли яхту в большое плавание из-за ее малых размеров?
У яхт есть категория плавания, и это не то что бы смущало, это выбивало палубу из-под ног.
Каждый день, думая об этом, мой мозг спотыкался и дергался в конвульсиях отчаяния, ища выхода с зажженной лампадой моей мечты, мечты, у которой не было компаньонов.
Я отучился делиться планами не только потому, что людям скучно слушать о том, где для них нет места, но и из страха перед арбузными корками под ногами и палками в колесах, страха вполне обоснованного, когда отделяешься от упряжки и замахиваешься на Большое.
Вот старый, с душком, пример — что считается единственным стоящим развлечением молодежи в наших дальних селах?
Да, вы правы.
(Продолжение в следующей части)