Первые космонавты – это сильные волевые мужчины с отличным здоровьем, военные лётчики, готовые к любым подвигам.
Как быть, если ты хочешь в космос, но всего лишь советский инженер? Невероятную судьбу, где невозможное стало возможным, прожил Константин Феоктистов – инженер-конструктор корабля Гагарина.
На заре освоения космоса в космонавты брали только военных лётчиков. Представить, что в экипаже может оказаться кто-то не-военный было крайне сложно: военные отвечали за развитие ракетно-космической отрасли и финансировали эти программы, а значит – продвигали любые удобные им решения. Но всё же исключение случилось, когда в конструкторском бюро Сергея Королёва появился Константин Феоктистов.
Он родился в 1926 году и до начала своей профессиональной деятельности участвовал в Великой отечественной войне, прослужив в штабе разведчиком. После 1949 года Константин Петрович начал работу старшим инженером, а затем судьба свела его с Королёвым в ОКБ-1. С того времени началась его звёздная история.
Вскоре после зачисления в ОКБ-1 именно Феоктистов предложил сферическую форму аппарата для будущего космического корабля «Восток», на котором позже отправится в космос и вернётся Юрий Гагарин.
А с 1960 года после формирования первого отряда космонавтов Константин Феоктистов преподавал военным лётчикам курс лекций об устройстве того самого космического корабля «Восток», в конструировании и разработке которого он сам принимал участие.
Однако весь период своей инженерной работы Феоктистов неистово желал сам отправиться в космос. И неизвестно, исполнилось ли бы это желание, если бы не помощь Главного конструктора. Сергей Королёв после успешных первых полётов пяти космонавтов понимал, что для участия в гонке с США нужны новые достижения, а полёт инженера в космос как раз и мог быть этим очередным новшеством СССР.
Поэтому идею отправить в космос не космонавта, не военного лётчика, а инженера Королёв поддержал и отчаянно продвигал в высших эшелонах власти вплоть до самого финального момента утверждения списков основного экипажа.
В те времена это был прецедент: и в СССР, и в США привилегией полётов в космос могли воспользоваться только или военные, или лётчики, или военные лётчики. Добавление в список космонавтов гражданского человека стало небывалой вещью!
Но настойчивость Феоктистова и Королёва привели к успеху: в 1964 году Феоктистов был зачислен в отряд космонавтов, а уже 12-13 октября 1964 года он вместе с экипажем совершил желанный полёт на космическом корабле.
Это был первый в мире экипаж с количеством космонавтов - трое. Экипаж корабля "Восход-1" совершил космический полет по орбите продолжительностью более суток. И это были первые космонавты, которые отправились в космос не в скафандрах, а в обычных тренировочных костюмах.
После полёта, опробовав своё "детище" на орбите, Феоктистов вернулся к инженерной работе. Он стал ведущим в разработке новых космических кораблей типа «Союз», «Прогресс», а в последующем – станций «Салют» и «Мир».
Вот так инженер, который был создателем первых космических аппаратов, смог реализовать свою мечту и стать тем, кто не только конструирует, но и летает на этих кораблях, а затем продолжил заниматься своим любым делом – строить новые космические корабли.
P.S. О непростой судьбе второго после Гагарина советского космонавта читайте в этом материале.
P.P.S. О полётах женщин в космос читайте здесь.
*****
Ставьте лайк, если узнали новое для себя.
Подписывайтесь на канал и делитесь публикациями: впереди будет много интересного!