Найти в Дзене
Морская коллекция

Тяжелые крейсеры. Скупой платит дважды."Эксетер".

Великобритания,как основательница класса тяжелых крейсеров,именовавшихся также договорными и вашингтонскими строила их много и с интересом. Но казна даже Британской империи не безгранична. После постройки многочисленных "Каунти" встал вопрос об экономии. Сэкономили вполне логичным способом-уменьшили количество пушек главного калибра. Корабли получились дешевле тех же "Кентов",но боевые возможности их также заметно снизились.

Мини вашингтонские крейсера примерно соответствовали японским "Аобам-Фурутакам",испанским "Канариасам" и аргентинским "Альмиранте Браун".

Имена новой паре крейсеров дали в честь английских городов- Эксетер — главный город графства Девоншир,стал пятым (с 1680 года) кораблем, носившим это имя в британском флоте. К моменту постройки крейсера это имя не появлялось в списках британского флота уже около ста лет. Йорков,в честь столицы графства Норт-Йоркшир ,тоже не было в королевском флоте сотню лет.

Кораблестроительная программа 1925 первоначально предусматривала строительство серии из 7 единиц. Бюджетные проблемы и глобальный кризис заставил постоянно переносить расходы на их постройку на следующий год, а Лондонский морской договор 1930 закрепил это положение,лимит водоизмещения на тяжелые крейсера Англией был полностью использован. Так "Йорк" и "Эксетер" стали последними британскими крейсерами с 203 мм пушками.По классификации корабли относились к типу "Йорк".

Так как между закладкой кораблей прошло более года,они несколько различались. Например по внешнему виду "Йорк" можно было идентифицировать по дымовым трубам с наклоном назад,у "Эксетера" они были прямые.

Всего построено 2 единицы — «Йорк» (York)и «Эксетер» (Exeter).

«Йорк» HMS York  — заложен 16 мая 1927 года, спущен 17 июля 1928 года, вошёл в строй 1 мая 1930 года. 26 марта 1941 года получил тяжёлые повреждения в результате специальной операции Королевских ВМС Италии в бухте Суда(Крит), после чего в период до 22 мая 1941 года был окончательно выведен из строя силами люфтваффе.

«Эксетер» HMS Exeter ( номер вымпела 68 )  — заложен 1 августа 1928 года, спущен 18 июля 1929 года, вошёл в строй 27 июля 1931 года. 1 марта 1942 года потоплен силами Императорского флота Японии в ходе Второго сражения в Яванском море.

Водоизмещение-Стандартное — 8524 т (8390 дл. тонн),полное — 10 658 т (10 490 дл. тонн). Длина 164,6/175,3 м .Ширина 17,7 м (17,4 м у "Йорк") Осадка 6,2 м.

Бронирование-Пояс — 76 мм;
Траверзы — 86 мм;
палуба — 37 мм(51 мм над рулевым устройством);
башни — 25 мм;
барбеты — 25 мм;
погреба —76…140 мм

Двигатели-4 ТЗА Parsons,80 000 л. с.,Движитель-4 винта. Скорость хода 32 узла (32,25 узла "Йорк"). Дальность плавания 10 000 морских миль на 14 узлах .Экипаж 628 человек.

Вооружение-3 × 2 — 203-мм/50, Зенитная артиллерия-4 × 1 — 102-мм/45,
2 × 4 — 12,7-мм пулемёта. Минно-торпедное вооружение-Два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата. Авиационная группа-2 катапульты, 2 гидросамолёта (1 катапульта, 1 гидросамолёт у "Йорк")

В ходе первой модернизации в 1933 году на обоих крейсерах удлинили полу­бак (приблизитель­но на 12 м), что улучшило мореходность. Полубак теперь заканчивался за носовой дымовой трубой и достигал половины длины корпуса. После чего «Йорки» приобрели репутацию «сухих» кораблей. Тогда же на обоих крейсерах сняли «Пом-помы» Mk II,на их штатные места побортно от носовых надстроек установили 12,7-мм зенитные пулемёты Vickers .50 на счетверённых станках Mk I .

Герб
Герб
Его Королевского Величества корабельный кот Scouse (Cкаус). HMS Exeter. Georgina Shaw Baker
Его Королевского Величества корабельный кот Scouse (Cкаус). HMS Exeter. Georgina Shaw Baker

Крейсера имели элегантный силуэт,высокий борт с полубаком,две высоких трубы и две мачты. Внешне они мало отличались от прототипа-крейсеров типа "Каунти".Небольшие отличия заключались в уменьшении числа дымовых труб,смещении к корме носовых башен ГК и надстроек.Палуба ,как в лучших домах,была выложена деревянным настилом из твердого дерева с острова Борнео.

«Эксетер» отличался от головного корабля шириной корпуса (шире на 1 фут = 0,3048 м), новым типом надстройки (башенной формы), отсутствием наклона мачт и труб, иным расположением грот-мачты, количеством гидросамолетов и схемой размещения авиационного оборудования.Башенная надстройка на "Эксетере" стала впоследствии стандартом для британских крейсеров,она снижала силуэт и уменьшала вибрацию для установленного оборудования,влияние пороховых газов и дыма из труб.

Стандартное водоизмещение по проекту должно было составить 8400 дл. т, но в процессе постройки удалось сэкономить, в результате стандартное водоизмещение «Йорка» составило 8250 дл. т, полное — 10 350 дл. т, а «Эксетера» — 8390 и 10 490 дл. т. На протяжении всей длины корпуса крейсера имели двойное дно, в районе погребов — тройное. Отсеки двойного дна использовались для хранения смазочных материалов и пресной воды. Топливные цистерны также частично размещались в междудонном пространстве, частично по бортам. Для уменьшения качки крейсера оснащались бортовыми килями длиной 68 метров.

Вооружение новых крейсеров первоначально включало в себя шесть 203-мм и четыре 102-мм орудия, два одноствольных автомата «Пом-Пом» и больше десятка 7,69-мм пулемётов Льюиса. На «Йорке» использовали башни Mark II, на которых планировали сэкономить 20 тонн по сравнению Mark I, но экономия не получилась. Артиллерия главного калибра состояла из шести 203-мм орудий Vickers BL MkVIII образца 1923 года с длиной ствола 50 калибров и массой 17,19 тонн. Средняя скорострельность составляла 3-4 выстрелам в минуту, максимальная — пять. Башенные установки обеспечивали орудиям угол возвышения 70° для ведения огня как по надводным, так и по воздушным целям. Дальность стрельбы 256 фунтовыми (116,1 кг) снарядами при угле возвышения 45° для этих орудий составила 26 670 м. Зенитный огонь из главного калибра оказался неэффективным из-за низкой скорострельности орудий и малой скорости гидропривода поворота башен. Снарядные и зарядные погреба главного калибра — располагались непосредственно у вращающейся части башни на одном уровне: снарядные погреба каждой башни размещались ближе к оконечности корабля, зарядные — в сторону миделя.

В качестве крупнокалиберной зенитной артиллерии применялись четырёхдюймовки (102 мм) Vickers QF MkV, принятые на вооружение перед Первой мировой войной. Первоначально оно предназначалась только для стрельбы по надводным целям, но к концу Первой мировой войны были разработаны зенитные установки. Станок НА MklV который имел углы возвышения от −5 до +80°. Длина ствола 45 калибров (4572 мм) и длина канала ствола 3803,02 мм. Орудие наводилось на цель электроприводом, имело вертикальный замок, запиравшийся полуавтоматически, и ручное заряжание. Четыре таких орудия монтировались на одиночных станках НА MklV без щитов и располагались парами по обеим сторонам носовой дымовой трубы и несколько впереди неё, на платформе главной зенитной артиллерии.В качестве боезапаса использовались выстрелы массой 25,4 кг (масса снаряда 14,06 кг) и длиной 1127 мм. Начальная скорость полета снаряда составляла 728 м/сек, дальность стрельбы при угле возвышения 44° — 15 030 м, досягаемость по высоте — 8763 м, скорострельность — 14 выстрелов в минуту.

Автоматическое зенитное вооружение составляли пара Vickers QF 2 pounder Mark II («пом-помов»)1915 года , с которые располагались рядом с носовой трубой на индивидуальных платформах, обеспечивающих широкий сектор огня. Существенным недостатком этой модификации «пом-пома» являлось применение матерчатой патронной ленты, что приводило к частому заклиниванию и перекосу снарядов. К началу 30-х годов пом-пом уже не удовлетворял требованиям флота и их заменили на два счетверённых 12,7-мм пулемёта Vickers .50.В состав автоматического зенитного вооружения так же входили до десятка 7,69-мм пулемётов системы «Льюис». Масса пулемёта составляла 26 фунтов (11,8 кг). Охлаждение воздушное, отдача пружинная. Магазинные диски снаряжались 47 патронами в каждом.

И, наконец, в состав вооружения обоих крейсеров входили трехфунтовые (47-мм) салютные пушки Гочкиса, созданные в 80-е годы XIX века во Франции и устанавливавшиеся на крупных кораблях исключительно для представительских целей.

Бронирование «йорков» представляло собой «коробчатую», прикрывавшую только жизненно важные части корабля бронезащиту крейсеров типа «Каунти», усиленную установкой бортового пояса и усилением горизонтальной брони. Бронирование выполнялось плитами из нецементированной гомогенной стали NT, а также из высокоупругой кораблестроительной стали Дюколь. Короткий броневой пояс из плит высотой 4 метра и толщиной 76 мм, которые крепились на болтах, защищал машинно-котельные отделения по всей их длине. При нормальном водоизмещении он возвышался над ватерлинией на 1,2 м. Траверзы одинаковой толщины — 89 мм.

Броня стенок артиллерийских башен, а также их барбеты — 25 мм; броневые траверзы передние и задние погребов возвышенной башни «В» — 76 мм; бортовые траверзы погребов всех башен ГК — 111 мм;

Проектная максимальная скорость хода ожидалась 32,5—33 узла — на один узел быстрее, чем у «графств».Но не получилось. И хотя «Йорк» показал во время ходовых испытаний неплохую скорость, но такую же , как у «графств» последних серий — 32,3 узла. Более широкий «Эксетер» развил только 32 узла.Несмотря на значительное по сравнению с «графствами» снижение запаса топлива с 3100 до 1900 дл. т, дальность плавания «йорков» осталась большой-порядка 10 000 морских миль .

Стремление сэкономить не всегда приводит к ожидаемому результату. Крейсера типа "Йорк" можно назвать "уцененными". Для морской державы первого ранга смысл обладания такими кораблями совсем не очевиден. Если для Испании и Аргентины это был способ получить современные и мощные для своих целей корабли,то с кем собиралась справляться Великобритания этими "малыми тяжелыми" или "полутяжелыми"(как их называли сами англичане)крейсерами-неясно. Туземцам вполне хватало пушек легких колониальных крейсеров,а перед полноценными вашингтонскими крейсерами,особенно хитросделанными японскими или итальянскими, они были совершенно неконкурентоспособны. Что в итоге и показал бой в Яванском море,где "Эксетеру" пришлось встретиться с японскими "Мёко".

А вероятность встретить в бою полного "одноклассника" была чрезвычайно невелика,таких кораблей в мире было всего 8.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам