Великобритания,как основательница класса тяжелых крейсеров,именовавшихся также договорными и вашингтонскими строила их много и с интересом. Но казна даже Британской империи не безгранична. После постройки многочисленных "Каунти" встал вопрос об экономии. Сэкономили вполне логичным способом-уменьшили количество пушек главного калибра. Корабли получились дешевле тех же "Кентов",но боевые возможности их также заметно снизились.
Мини вашингтонские крейсера примерно соответствовали японским "Аобам-Фурутакам",испанским "Канариасам" и аргентинским "Альмиранте Браун".
Имена новой паре крейсеров дали в честь английских городов- Эксетер — главный город графства Девоншир,стал пятым (с 1680 года) кораблем, носившим это имя в британском флоте. К моменту постройки крейсера это имя не появлялось в списках британского флота уже около ста лет. Йорков,в честь столицы графства Норт-Йоркшир ,тоже не было в королевском флоте сотню лет.
Кораблестроительная программа 1925 первоначально предусматривала строительство серии из 7 единиц. Бюджетные проблемы и глобальный кризис заставил постоянно переносить расходы на их постройку на следующий год, а Лондонский морской договор 1930 закрепил это положение,лимит водоизмещения на тяжелые крейсера Англией был полностью использован. Так "Йорк" и "Эксетер" стали последними британскими крейсерами с 203 мм пушками.По классификации корабли относились к типу "Йорк".
Так как между закладкой кораблей прошло более года,они несколько различались. Например по внешнему виду "Йорк" можно было идентифицировать по дымовым трубам с наклоном назад,у "Эксетера" они были прямые.
Всего построено 2 единицы — «Йорк» (York)и «Эксетер» (Exeter).
«Йорк» HMS York — заложен 16 мая 1927 года, спущен 17 июля 1928 года, вошёл в строй 1 мая 1930 года. 26 марта 1941 года получил тяжёлые повреждения в результате специальной операции Королевских ВМС Италии в бухте Суда(Крит), после чего в период до 22 мая 1941 года был окончательно выведен из строя силами люфтваффе.
«Эксетер» HMS Exeter ( номер вымпела 68 ) — заложен 1 августа 1928 года, спущен 18 июля 1929 года, вошёл в строй 27 июля 1931 года. 1 марта 1942 года потоплен силами Императорского флота Японии в ходе Второго сражения в Яванском море.
Водоизмещение-Стандартное — 8524 т (8390 дл. тонн),полное — 10 658 т (10 490 дл. тонн). Длина 164,6/175,3 м .Ширина 17,7 м (17,4 м у "Йорк") Осадка 6,2 м.
Бронирование-Пояс — 76 мм;
Траверзы — 86 мм;
палуба — 37 мм(51 мм над рулевым устройством);
башни — 25 мм;
барбеты — 25 мм;
погреба —76…140 мм
Двигатели-4 ТЗА Parsons,80 000 л. с.,Движитель-4 винта. Скорость хода 32 узла (32,25 узла "Йорк"). Дальность плавания 10 000 морских миль на 14 узлах .Экипаж 628 человек.
Вооружение-3 × 2 — 203-мм/50, Зенитная артиллерия-4 × 1 — 102-мм/45,
2 × 4 — 12,7-мм пулемёта. Минно-торпедное вооружение-Два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата. Авиационная группа-2 катапульты, 2 гидросамолёта (1 катапульта, 1 гидросамолёт у "Йорк")
В ходе первой модернизации в 1933 году на обоих крейсерах удлинили полубак (приблизительно на 12 м), что улучшило мореходность. Полубак теперь заканчивался за носовой дымовой трубой и достигал половины длины корпуса. После чего «Йорки» приобрели репутацию «сухих» кораблей. Тогда же на обоих крейсерах сняли «Пом-помы» Mk II,на их штатные места побортно от носовых надстроек установили 12,7-мм зенитные пулемёты Vickers .50 на счетверённых станках Mk I .
Крейсера имели элегантный силуэт,высокий борт с полубаком,две высоких трубы и две мачты. Внешне они мало отличались от прототипа-крейсеров типа "Каунти".Небольшие отличия заключались в уменьшении числа дымовых труб,смещении к корме носовых башен ГК и надстроек.Палуба ,как в лучших домах,была выложена деревянным настилом из твердого дерева с острова Борнео.
«Эксетер» отличался от головного корабля шириной корпуса (шире на 1 фут = 0,3048 м), новым типом надстройки (башенной формы), отсутствием наклона мачт и труб, иным расположением грот-мачты, количеством гидросамолетов и схемой размещения авиационного оборудования.Башенная надстройка на "Эксетере" стала впоследствии стандартом для британских крейсеров,она снижала силуэт и уменьшала вибрацию для установленного оборудования,влияние пороховых газов и дыма из труб.
Стандартное водоизмещение по проекту должно было составить 8400 дл. т, но в процессе постройки удалось сэкономить, в результате стандартное водоизмещение «Йорка» составило 8250 дл. т, полное — 10 350 дл. т, а «Эксетера» — 8390 и 10 490 дл. т. На протяжении всей длины корпуса крейсера имели двойное дно, в районе погребов — тройное. Отсеки двойного дна использовались для хранения смазочных материалов и пресной воды. Топливные цистерны также частично размещались в междудонном пространстве, частично по бортам. Для уменьшения качки крейсера оснащались бортовыми килями длиной 68 метров.
Вооружение новых крейсеров первоначально включало в себя шесть 203-мм и четыре 102-мм орудия, два одноствольных автомата «Пом-Пом» и больше десятка 7,69-мм пулемётов Льюиса. На «Йорке» использовали башни Mark II, на которых планировали сэкономить 20 тонн по сравнению Mark I, но экономия не получилась. Артиллерия главного калибра состояла из шести 203-мм орудий Vickers BL MkVIII образца 1923 года с длиной ствола 50 калибров и массой 17,19 тонн. Средняя скорострельность составляла 3-4 выстрелам в минуту, максимальная — пять. Башенные установки обеспечивали орудиям угол возвышения 70° для ведения огня как по надводным, так и по воздушным целям. Дальность стрельбы 256 фунтовыми (116,1 кг) снарядами при угле возвышения 45° для этих орудий составила 26 670 м. Зенитный огонь из главного калибра оказался неэффективным из-за низкой скорострельности орудий и малой скорости гидропривода поворота башен. Снарядные и зарядные погреба главного калибра — располагались непосредственно у вращающейся части башни на одном уровне: снарядные погреба каждой башни размещались ближе к оконечности корабля, зарядные — в сторону миделя.
В качестве крупнокалиберной зенитной артиллерии применялись четырёхдюймовки (102 мм) Vickers QF MkV, принятые на вооружение перед Первой мировой войной. Первоначально оно предназначалась только для стрельбы по надводным целям, но к концу Первой мировой войны были разработаны зенитные установки. Станок НА MklV который имел углы возвышения от −5 до +80°. Длина ствола 45 калибров (4572 мм) и длина канала ствола 3803,02 мм. Орудие наводилось на цель электроприводом, имело вертикальный замок, запиравшийся полуавтоматически, и ручное заряжание. Четыре таких орудия монтировались на одиночных станках НА MklV без щитов и располагались парами по обеим сторонам носовой дымовой трубы и несколько впереди неё, на платформе главной зенитной артиллерии.В качестве боезапаса использовались выстрелы массой 25,4 кг (масса снаряда 14,06 кг) и длиной 1127 мм. Начальная скорость полета снаряда составляла 728 м/сек, дальность стрельбы при угле возвышения 44° — 15 030 м, досягаемость по высоте — 8763 м, скорострельность — 14 выстрелов в минуту.
Автоматическое зенитное вооружение составляли пара Vickers QF 2 pounder Mark II («пом-помов»)1915 года , с которые располагались рядом с носовой трубой на индивидуальных платформах, обеспечивающих широкий сектор огня. Существенным недостатком этой модификации «пом-пома» являлось применение матерчатой патронной ленты, что приводило к частому заклиниванию и перекосу снарядов. К началу 30-х годов пом-пом уже не удовлетворял требованиям флота и их заменили на два счетверённых 12,7-мм пулемёта Vickers .50.В состав автоматического зенитного вооружения так же входили до десятка 7,69-мм пулемётов системы «Льюис». Масса пулемёта составляла 26 фунтов (11,8 кг). Охлаждение воздушное, отдача пружинная. Магазинные диски снаряжались 47 патронами в каждом.
И, наконец, в состав вооружения обоих крейсеров входили трехфунтовые (47-мм) салютные пушки Гочкиса, созданные в 80-е годы XIX века во Франции и устанавливавшиеся на крупных кораблях исключительно для представительских целей.
Бронирование «йорков» представляло собой «коробчатую», прикрывавшую только жизненно важные части корабля бронезащиту крейсеров типа «Каунти», усиленную установкой бортового пояса и усилением горизонтальной брони. Бронирование выполнялось плитами из нецементированной гомогенной стали NT, а также из высокоупругой кораблестроительной стали Дюколь. Короткий броневой пояс из плит высотой 4 метра и толщиной 76 мм, которые крепились на болтах, защищал машинно-котельные отделения по всей их длине. При нормальном водоизмещении он возвышался над ватерлинией на 1,2 м. Траверзы одинаковой толщины — 89 мм.
Броня стенок артиллерийских башен, а также их барбеты — 25 мм; броневые траверзы передние и задние погребов возвышенной башни «В» — 76 мм; бортовые траверзы погребов всех башен ГК — 111 мм;
Проектная максимальная скорость хода ожидалась 32,5—33 узла — на один узел быстрее, чем у «графств».Но не получилось. И хотя «Йорк» показал во время ходовых испытаний неплохую скорость, но такую же , как у «графств» последних серий — 32,3 узла. Более широкий «Эксетер» развил только 32 узла.Несмотря на значительное по сравнению с «графствами» снижение запаса топлива с 3100 до 1900 дл. т, дальность плавания «йорков» осталась большой-порядка 10 000 морских миль .
Стремление сэкономить не всегда приводит к ожидаемому результату. Крейсера типа "Йорк" можно назвать "уцененными". Для морской державы первого ранга смысл обладания такими кораблями совсем не очевиден. Если для Испании и Аргентины это был способ получить современные и мощные для своих целей корабли,то с кем собиралась справляться Великобритания этими "малыми тяжелыми" или "полутяжелыми"(как их называли сами англичане)крейсерами-неясно. Туземцам вполне хватало пушек легких колониальных крейсеров,а перед полноценными вашингтонскими крейсерами,особенно хитросделанными японскими или итальянскими, они были совершенно неконкурентоспособны. Что в итоге и показал бой в Яванском море,где "Эксетеру" пришлось встретиться с японскими "Мёко".
А вероятность встретить в бою полного "одноклассника" была чрезвычайно невелика,таких кораблей в мире было всего 8.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам