Найти тему
Мудрость мира

Развитие философии Августина Блаженного

Оглавление

Философские направления, повлиявшие на Августина

  • Платон

Платона Августин знал очень мало, возможно только диалоги "Федон" и "Тимей". Хотя мы видим у него отзвуки и диалога "Государство", но мы должны понимать, что диалоги Платона - это было святое писание для философов. И философы все так или иначе цитировали Платона, передавали его идеи, иногда в очень упрощённом виде, последующим поколениям философов. Поэтому неслучайно у Августина много аллюзий и отсылок к Платону, но историки философии нам говорят, что Августин мог читать только эти два диалога, естественнно в латинском переводе потому что греческого он не знал.

Аврелий Августин (лат. Aurelius Augustinus, Блаженный Августин, Святитель Августин). Фото с сайта http://www.epwr.ru/quotauthor/52/
Аврелий Августин (лат. Aurelius Augustinus, Блаженный Августин, Святитель Августин). Фото с сайта http://www.epwr.ru/quotauthor/52/

  • Стоики

С другой стороны, на Августина повлияли и стоики. Он говорит, что до встречи с платониками он представлял Бога в виде тонкой материи, эфира, он не мог отделаться от материалистического понимания Бога. И только когда он прочёл тексты платоников он говорит, что он понял, чт Бог может быть духом. И это влияние Плотина и неоплатоников.

  • Цицерон

Цицерона он читал в юности, в 16 лет, это был диалог "Гортензий". Это был первый пункт, когда он поразился философии, и когда у него возникло желание изучать философию, искать той мудрости, которая сопровождала бы его всю жизнь.

  • Неоплатонизм

Августин читал Плотина и Порфирия, он слышал Амвросия Медиоланского, у которого так же находят элементы неоплатонического учения

  • Апостол Павел

Эти все линии философии мы находим у Августина в форме некоего синтеза. Интересно напрмер как он мыслит мыслями неоплатоников, но ссылается на цитаты из Евангелия. И там, где неоплатоники говорят о чистом духе (Плотин говорит, что душа должна вернуться к Отцу, что мы странники в этом мире, что мы должны вернуться внутрь себя.) - он тут же цитирует Писание, где находятся созвучные идеи. То есть для него Плотин и апостол Павел говорят примерно об одном и том же.

И когда мы встречаем критику языческой философии в трактате "О граде Божьем", то языческим философам попадает от Августина только лишь за языческие культы, за многобожие. То есть главная претензия Августина к неоплатоникам - это их политеизм. Это претензии не на философском уровне.

Августин-философ и Августин-отец Церкви

Что сделал Августин? Августин написал 40 томов сочинений. Августин - главный интеллектуальный источник для многих столетий вперёд для образованной публики. Как можно рассматривать Августина? Можно как отца церкви, а можно как человека и философа, и эти два образа не совпадают в Августине. Существует некоторое напряжение между Августином-философом и Августином-отцом церкви.

С 386 г.н.э, когда Августин пишет свои первые диалогив стиле Платона, пронизанные новым ощущением христаинского перерождения, ощущением поворота и перелома в жизни он становится философом.

На эмблеме ордена августинианцев мы видим сердце, которое горит пламенем, и оно пронзено стрелой. А под ним изображена книга. Это идея пламенеющего сердца, пронзённого стрелой любви. Когда Августину открылось Писание, открылась глубина христианства, его сердце было пронзено любовью. Это философ любви.

Эмблема ордена августинианцев. Фото взято с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%BD
Эмблема ордена августинианцев. Фото взято с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%BD

Помимо его философских построений - это философ божественной любви. Но нужно понимать, что с момента написания первых своих диалогов в стиле Платона он постоянно ищет, постоянно эволюционирует. Это человек, проникнутый страстью к мудрости, который постоянно находится в поиске. И следы этих поисков мы находим в его поздних произведениях Он сам об этом говорит. Например, при описании поисков понимания свободы воли или природы первородного греха он пишет о том, что его понимание менялось и рассказывает об этих изменениях.

Поэтому когда мы изучаем Августина, мы постоянно должны спрашивать - в какое время была написана книга. Какие-то линии смыслов - идут от раннего Августина к позднему Августину, а какие-то линии исчезают. И прежде чем как-либо углубляться в творчество Августина, нужно понять разлом, который это творчество само претерпело.

1 этап творчества - философско-теологический

В этот период Августин соединяет христианство с платонизмом. Описывать этот этап можно долго, но можно и одной фразой:

Если каждый человек решится на определённый интеллектуальный опыт, если он решится продумать для себя главные важные вопросы, откроет своё сознание обратившись внутрь себя, то открыв этот мир сознания - он неминуемо придёт к тому, что является основанием наших претензий на истину, на знание. То есть мы находим внутри себя некий неизменный свет вечной истины, то что называют вечным светом, божественным светом. Но путь к этому основанию - интеллектуальный. Можно сказать, что он является результатом некоторых интеллектуальных усилий. И можно проследить набор основных метафор и образов, которые вращаются вокруг этой идеи на всём протяжении творчества Августина.

Но с 395 г.н.э. он сановится епископом города Гиппон в Северной Африке и в связи с этим меняется его отношение ко многим вещам. (В 387 г.н.э. он принимает крещение, потом возвращается в Африку, живёт там монашеской жизнью вместе в друзьями в специальном доме, пишет свои богословские работы, становится известным за пределами Северной Африки - и в Риме, и в Милане, и в других концах Европы, и его просят принять священство, а потом епископство.) И с этого момента мы его знаем как святого Августина - епископа Гиппонского.

Часть 2