13 октября родилась Вера Николаевна Муромцева - жена Ивана Алексеевича Бунина, переводчица, мемуаристка, автор литературных статей, книг «Жизнь Бунина» и «Беседы с памятью».
Сразу скажу, что Ивану Алексеевичу со спутницей жизни очень повезло, чего не скажешь о ней. Хотя, когда сильно кого-то любишь, наверное, можно находить счастье в служении предмету своей любви, как это было с Верой Николаевной.
Вера Муромцева родилась в потомственной дворянской семье, имевшей особняк в Москве на Большой Никитской. Её дядя, Сергей Александрович Муромцев, был основоположником конституционного права в России, председателем Первой Государственной Думы. Девочка получила хорошее воспитание и блестящее образование: знала четыре языка, обладала литературным даром, занималась переводами и серьезно изучала химию.
Спокойная, рассудительная, неизменно доброжелательная и внимательная к людям, она была еще и редкой красавицей! Правильные черты лица, глубокий взгляд бездонных синих глаз, светлые волосы, тяжелым узлом сползавшие на шею. Многие отмечали ее сходство с Мадонной. Думаю, в этом тоже немалую роль играли черты характера, душевное спокойствие и тепло, исходившие от нее.
В книге «Трава забвения» В.П. Катаев так описывает Веру Николаевну: «…я увидел … молодую красивую женщину — не даму, а именно женщину, — высокую, с лицом камеи, гладко причёсанную блондинку с узлом волос, сползающих на шею, голубоглазую, даже, вернее, голубоокую, одетую, как курсистка, московскую неяркую красавицу из той интеллигентной профессорской среды, которая казалась мне всегда… недосягаемой».
И вот такая незаурядная женщина стала ангелом-хранителем Ивана Бунина, будущего нобелевского лауреата, а на момент их знакомства – малоизвестного писателя, с кучей комплексов и уже дважды женатого. Впрочем, их первую встречу в 1896 году на даче Муромцева Иван Алексеевич даже не запомнил. В его мыслях царила другая женщина.
И только через 10 лет, в ноябре 1906 года на литературном вечере Бориса Зайцева Бунин, наконец, обратил внимание на «тихую барышню с леонардовскими глазами».
Сложно сказать, спустя столько лет, почему не только родители, но и все друзья и знакомые Веры возражали против ее отношений с Буниным. Известно даже, что профессор Зелинский, под руководством которого она изучала химию, на просьбу дать ей дипломную работу, выдвинул ультиматум: «Или Бунин, или работа». Впрочем, Иван Алексеевич разрешил ее сомнения тем, что сам определил для нее занятие: «Будешь заниматься переводами!» Это вполне соответствовало его планам о совместных путешествиях, во время которых каждый сможет заниматься своим делом и зарабатывать на жизнь.
Вера была настолько очарована и увлечена своим Яном (так она называла Бунина), что не только согласилась встречаться тайно, но и жила потом с ним в гражданском браке до 1922 года, в котором Бунин, наконец, получил развод. Только тогда они смогли обвенчаться, и Вера Муромцева официально стала женой Бунина. Детей у них не было и Вера всю себя посвятила любимому мужу.
К сожалению, ни любовь, ни замужество не защитили Веру Николаевну от измен мужа. Андрей Седых, литературный секретарь Бунина, писал: «У него были романы, хотя свою жену Веру Николаевну он любил настоящей, даже какой-то суеверной любовью… ни на кого Веру Николаевну он не променял бы. И при всём этом он любил видеть около себя молодых, талантливых женщин, ухаживал за ними, флиртовал, и эта потребность с годами только усиливалась…»
После революции Бунин эмигрировал из России, и Вера Николаевна уехала вместе с ним. А летом 1926 года 56-летний Бунин познакомился с 26-летней Галиной Кузнецовой и они стали встречаться. Для Веры Николаевны это было тяжелым ударом, но она нашла в себе силы не только смириться с изменой мужа, но и придумать ей оправдание. Она жалела мужа, как человека и уважала, как писателя, она настолько любила его, что считала себя не вправе диктовать ему, кого любить. Эта тягостная для всех ситуация длилась 6 лет, Галина за это время прониклась к Вере Николаевне дочерними чувствами, и в конце концов бросила Бунина, изменив ему с певицей Маргаритой Степун. Бунин писал в своих воспоминаниях: «Я думал, придет какой-нибудь хлыщ со стеклянным пробором в волосах. А ее увела у меня баба…»
Вера все это время была рядом и утешала Бунина, который от тоски по Галине не мог творить.
Она всегда была рядом. И в горе, и в радости, и в сомнительных обстоятельствах. Но когда я пишу об этом, я вспоминаю слова апостола Павла: «…любовь никогда не перестает», и искренне восхищаюсь Верой Николаевной.
Они прожили вместе 46 лет, и все эти годы она была для него больше, чем жена, она была матерью, другом, сестрой, ангелом-хранителем и… бесконечно любящей женщиной.
Иван Алексеевич умер в 1953 году. Вера Николаевна пережила его на 8 лет, сохраняя память о нем. Написала книги воспоминаний «Жизнь Бунина» и «Беседы с памятью». Была похоронена в одной могиле со своим мужем, в Париже, на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.