Найти в Дзене
8 1/2

КИНОРЕЖИССУРА часть двадцать третья СЮЖЕТНО-ЛИНЕЙНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

СЮЖЕТНО-ЛИНЕЙНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Любое произведение делится на сюжетные линии и имеет мотивы, которые соотносятся между собой и соединяются.

Сюжетная линия представляет собой линию движения образа персонажа через весь фильм или через его значительный отрезок.

Что такое лейтмотив - ведущий мотив. Это то, что повторяется, то, что подчеркивается.

Грамотно организованный лейтмотив - это не только повторение деталей и образов, но и повторение с переосмысливанием, когда обычное при повторении становится чем-то большим, а значит необычным.

Это может быть деталь, цветовые и световые акценты, речевые и сюжетные обороты, шумовые и музыкальные моменты.

ДЕТАЛЬ в лейтмотиве.

Деталь обязательно работает и на контекст и на подтекст.

ФУНКЦИИ СЮЖЕТНЫХ ЛИНИЙ.

Сопоставление и соединение сюжетных линий и лейтмотивов дают:

- смысловую наполненность сюжету

- они позволяют соединять разные эпизоды и сцены в единое целое

Давайте разберемся с этим на примере.

Картина «Молчание».

Сюжетные лини Анны и Эстер развиваются параллельно друг другу. Ёхон колеблется между этими двумя параллельными линиями. Существуют четыре приступа Эстер - это главы, эпизоды. Для сюжетной линии Анны существует сюжетная линия официанта. Сюжетную линии Эстер поддерживает еще один персонаж - коридорный. Они делают невозможность духовного контакта между Анной и Эстер еще больше. Чтобы не было систематичности, симметрии , вводится еще одна сюжетную линия, которая пересекает линию Анны, но не пересекает линию Эстер. В финале как бы фокусируются две сюжетные линии, и доводят в финале до нас следующий смысл - Ёхон уезжает с Анной, но духовно он остается с Эстер. Так же присутствует предметный лейтмотив с бумагой.

СПОСОБЫ соединения и соотношения сюжетных линий:

1. В сцене встречаются два носителя разных сюжетных линий.

2. Через письмо или с помощью телефонного разговора.

3. Персонажи говорят друг о друге - они могут быть в разных местах и в разных временах.

4. Соотношение и соединение сюжетных линий может быть через предмет (звук трубы в «Дороге» соединяет сюжетные линии, фотография в «Летят журавли», которую передает Вадим)

5. Введение - это когда две сюжетные линии соединяются в душе персонажа (в «Ностальгии» - и русская жена и его итальянская любовница).

6. Время действия и место действия - зритель видит, что

незнакомые ему персонажи вводятся в одно и то же время и в одном и том же месте.

ТРЕБОВАНИЯ

Сюжетные линии должны быть протянуты, соотнесены и завершены.

АРХИТЕКТОНИКА

Архитектоника - это деление произведения на глубинные смысловые части, соотношение их между собой и соединение.

Элементами архитектоники являются такие части произведения, которые позволяют следить за развитием идеи фильма.

Всякая идея по Гегелю содержит диалектическое противоречие (теза и антитеза) и в своем развитие это диалектическое противоречие стремится к тому, чтобы быть нивелировано, уничтожено. То есть развитие противоречия всегда приводит к синтезу.

Примеры:

Картина «Андрей Рублев»

1. Пролог

2. Скоморох
3. Феофан Грек
4. Страсти по Андрею
5. Праздник
6. Страшный суд
7. Набег (часть первая) - это искушение
8. Покаяние - нашествие (часть вторая)
9. Молчание
10. Восхождение. Третья часть нашествия - колокол и эпилог.

Картина «Рассекая волны» Здесь совершенно другая структура

1. Любовь чувственная:

- Пролог

- Бесс выходит замуж за Яна

- Жизнь с Яном

- Разлука

- Болезнь Яна

2. Искушение

- Сомнения Бесс

- Вера

3. Любовь жертвенная:

- Жертвоприношение

- Эпилог

Архитектоника обоих фильмов - о приближении к Богу. Происходит ли приближение к Богу? Задача архитектоники показать как движется идея фильма, его конечная мысль. Нужно ли это, не нужно ли это?

Подведем итог.

СТРУКТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ - деление на кадры, сцены, эпизоды, соотнесение их между собой. Дает смысловую основу для движущегося и звучащего изображения.

СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ - фильм делится на элементы сюжета, они каким-то образом соотносятся между собой и соединяются в единое целое.

СЮЖЕТНО-ЛИНЕЙНАЯ КОМПОЗИЦИЯ - делит фильм на какие-то сюжетные части, но совершенно другие, на сюжетные линии и лейтмотивы. Архитектоника позволяет проследить движение основной идеи фильма.