СЮЖЕТНО-ЛИНЕЙНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Любое произведение делится на сюжетные линии и имеет мотивы, которые соотносятся между собой и соединяются.
Сюжетная линия представляет собой линию движения образа персонажа через весь фильм или через его значительный отрезок.
Что такое лейтмотив - ведущий мотив. Это то, что повторяется, то, что подчеркивается.
Грамотно организованный лейтмотив - это не только повторение деталей и образов, но и повторение с переосмысливанием, когда обычное при повторении становится чем-то большим, а значит необычным.
Это может быть деталь, цветовые и световые акценты, речевые и сюжетные обороты, шумовые и музыкальные моменты.
ДЕТАЛЬ в лейтмотиве.
Деталь обязательно работает и на контекст и на подтекст.
ФУНКЦИИ СЮЖЕТНЫХ ЛИНИЙ.
Сопоставление и соединение сюжетных линий и лейтмотивов дают:
- смысловую наполненность сюжету
- они позволяют соединять разные эпизоды и сцены в единое целое
Давайте разберемся с этим на примере.
Картина «Молчание».
Сюжетные лини Анны и Эстер развиваются параллельно друг другу. Ёхон колеблется между этими двумя параллельными линиями. Существуют четыре приступа Эстер - это главы, эпизоды. Для сюжетной линии Анны существует сюжетная линия официанта. Сюжетную линии Эстер поддерживает еще один персонаж - коридорный. Они делают невозможность духовного контакта между Анной и Эстер еще больше. Чтобы не было систематичности, симметрии , вводится еще одна сюжетную линия, которая пересекает линию Анны, но не пересекает линию Эстер. В финале как бы фокусируются две сюжетные линии, и доводят в финале до нас следующий смысл - Ёхон уезжает с Анной, но духовно он остается с Эстер. Так же присутствует предметный лейтмотив с бумагой.
СПОСОБЫ соединения и соотношения сюжетных линий:
1. В сцене встречаются два носителя разных сюжетных линий.
2. Через письмо или с помощью телефонного разговора.
3. Персонажи говорят друг о друге - они могут быть в разных местах и в разных временах.
4. Соотношение и соединение сюжетных линий может быть через предмет (звук трубы в «Дороге» соединяет сюжетные линии, фотография в «Летят журавли», которую передает Вадим)
5. Введение - это когда две сюжетные линии соединяются в душе персонажа (в «Ностальгии» - и русская жена и его итальянская любовница).
6. Время действия и место действия - зритель видит, что
незнакомые ему персонажи вводятся в одно и то же время и в одном и том же месте.
ТРЕБОВАНИЯ
Сюжетные линии должны быть протянуты, соотнесены и завершены.
АРХИТЕКТОНИКА
Архитектоника - это деление произведения на глубинные смысловые части, соотношение их между собой и соединение.
Элементами архитектоники являются такие части произведения, которые позволяют следить за развитием идеи фильма.
Всякая идея по Гегелю содержит диалектическое противоречие (теза и антитеза) и в своем развитие это диалектическое противоречие стремится к тому, чтобы быть нивелировано, уничтожено. То есть развитие противоречия всегда приводит к синтезу.
Примеры:
Картина «Андрей Рублев»
1. Пролог
2. Скоморох
3. Феофан Грек
4. Страсти по Андрею
5. Праздник
6. Страшный суд
7. Набег (часть первая) - это искушение
8. Покаяние - нашествие (часть вторая)
9. Молчание
10. Восхождение. Третья часть нашествия - колокол и эпилог.
Картина «Рассекая волны» Здесь совершенно другая структура
1. Любовь чувственная:
- Пролог
- Бесс выходит замуж за Яна
- Жизнь с Яном
- Разлука
- Болезнь Яна
2. Искушение
- Сомнения Бесс
- Вера
3. Любовь жертвенная:
- Жертвоприношение
- Эпилог
Архитектоника обоих фильмов - о приближении к Богу. Происходит ли приближение к Богу? Задача архитектоники показать как движется идея фильма, его конечная мысль. Нужно ли это, не нужно ли это?
Подведем итог.
СТРУКТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ - деление на кадры, сцены, эпизоды, соотнесение их между собой. Дает смысловую основу для движущегося и звучащего изображения.
СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ - фильм делится на элементы сюжета, они каким-то образом соотносятся между собой и соединяются в единое целое.
СЮЖЕТНО-ЛИНЕЙНАЯ КОМПОЗИЦИЯ - делит фильм на какие-то сюжетные части, но совершенно другие, на сюжетные линии и лейтмотивы. Архитектоника позволяет проследить движение основной идеи фильма.