Научное открытие - это процесс или продукт успешного научного исследования. Объектами обнаружения могут быть вещи, события, процессы, причины и свойства, а также теории и гипотезы и их особенности (например, их объяснительная сила). Большинство философских дискуссий по научным открытиям сосредоточено на выдвижении новых гипотез, которые соответствуют или объясняют заданные наборы данных или позволяют сделать вывод о поддающихся проверке последствиях. Философские дискуссии о научных открытиях были сложными и запутанными, поскольку термин "открытие" использовался по-разному, как в отношении результатов, так и в отношении процедуры поиска. В самом узком смысле термин "открытие" относится к так называемому "эврикальному моменту" нового понимания. В самом широком смысле "открытие" - это синоним "успешной научной деятельности" всего суда. Некоторые философские споры о природе научных открытий отражают эти терминологические вариации.
Философия в науке
Философские вопросы, связанные с научными открытиями, связаны с природой творчества человека, в частности, с возможностью анализа "эврикального момента" и с наличием правил (алгоритмов, рекомендаций или эвристики), в соответствии с которыми может быть осуществлен такой новый взгляд. Философские проблемы возникают также в связи с рациональной эвристикой, характеристиками гипотез, заслуживающих формулирования и проверки, а на мета-уровне - с природой и масштабами самого философского осмысления. В этой статье описывается возникновение и развитие философской проблемы научных открытий, исследуются различные философские подходы к пониманию научных открытий, а также излагаются метафилософские проблемы, связанные с дискуссией.
Этапы философского анализа
Философский анализ научных открытий проходил на разных этапах. До 1930-х годов философы в основном занимались открытиями в самом широком смысле этого слова, т.е. анализом успешных научных исследований в целом. Философские дискуссии были сосредоточены на вопросе о том, существуют ли какие-либо заметные закономерности в производстве новых знаний. Поскольку концепция открытия не имеет конкретного значения и используется в очень широком смысле, почти все трактаты семнадцатого и восемнадцатого веков о научном методе потенциально могут рассматриваться в качестве раннего вклада в размышления о научных открытиях. В течение 19 века, когда философия науки и науки стала двумя различными направлениями деятельности, термин "открытие" стал техническим термином в философских дискуссиях. Были уточнены различные элементы научных исследований. Самое главное, генерирование новых знаний четко и недвусмысленно отличалось от их валидации, и, следовательно, условия для более узкого понятия открытия по мере появления акта или процесса зачатия новых идей.
Следующий этап обсуждения вопроса о научных открытиях начался с введения так называемого "контекстного различия" - различия между "контекстом открытия" и "контекстом обоснования". Кроме того, утверждалось, что разработка новой идеи является нерациональным процессом и представляет собой прорыв в понимании, который не может быть отражен в конкретных инструкциях. Обоснование, напротив, представляет собой систематический процесс применения оценочных критериев к заявлениям о знаниях. Сторонники проведения различия контекста утверждали, что философия науки связана исключительно с контекстом обоснования. Этот аргумент основывается на предположении, что философия - это нормативный проект; она определяет нормы для научной практики. Исходя из этих предположений, предметом философского (нормативного) анализа может быть только обоснование идей, а не их генерирование. В отличие от этого, открытие может быть темой только для эмпирических исследований. По определению, изучение открытий выходит за рамки философии собственно науки.
Контекстное различие
Введение контекстного различия и связанного с ним дисциплинарного различия породило метафилософские споры. В течение длительного времени философские дебаты об открытиях формировались представлением о том, что философский и эмпирический анализ являются взаимоисключающими. Ряд философов настаивали, как и их предшественники до 1930-х годов, на том, чтобы задачи философа включали анализ фактической научной практики и чтобы для решения философских проблем использовались научные ресурсы. Они также утверждали, что разработка теории эвристики или решение проблем является законной задачей для философии науки. Но эта позиция была точкой зрения меньшинства на протяжении большей части философии науки 20-го века. Таким образом, философы-открыватели были вынуждены продемонстрировать, что научные открытия на самом деле являются законной частью философии науки. Философские размышления о природе научных открытий должны подкрепляться мета-философскими рассуждениями о природе и масштабах философии науки.
Продолжение читайте в статье "Научное исследование как открытие"