Найти тему
Музеи Московского Кремля

Святки на Руси

В ДОПЕТРОВСКОЕ ВРЕМЯ главным содержанием любого праздника были церковные богослужения: заутреня, обедня и вечерня, а в дни наиважнейших торжеств – всенощная. И простые люди, и знать, и монаршее семейство находили в праздничной службе истинную красоту и духовное совершенство. Цари отправлялись на рождественскую всенощную в главный храм Кремля – Успенский собор. Эта длительная ночная служба бывала особенно великолепной и заканчивалась ранним утром, плавно переходя в заутреню. Государи выходили в храм в дорогих одеждах, в сопровождении многочисленной свиты, и успевали в течение дня к каждому выходу переменить прежние наряды на другие, еще более роскошные. Простые люди также проводили в храмах немало времени и, как с удивлением отмечали иностранцы, не чувствовали никакого утомления. Архидиакон Павел Алеппский, сопровождавший Антиохийского патриарха в путешествии, потрясенный невиданным благочестием русского царя, писал: «Усердие москвичей к посещению церквей велико. Царь и царица ведут внутри своего дворца более совершенный образ жизни, чем святые, все время в посте и в молитве. Во время службы русские стоят как статуи – молча, тихо, они превосходят своим благочестием подвижников в пустыне».

Успенский собор © Музеи Московского Кремля
Успенский собор © Музеи Московского Кремля

НА СВЯТКИ во всех церквях, в соборах и в богатых домах славили Христа. В Кремле после окончания всенощной цари отправлялись в жилые покои, куда звали лучших певчих с самыми красивыми голосами славить Христа и петь многолетие царю. Славильщиков жаловали драгоценными ковшами, наполненными медом, государь лично «из своих рук давал славленное», то есть мед, понравившемуся певчему, а серебряный ковш считался памятным подарком талантливому исполнителю, который «потешил» сердце монарха. В 1674 году в дворцовых разрядах отмечали: «…приходили к великому государю в навечерие Рождества Христова в Столовую избу славить: протопопы всех соборов, да патриаршие певчие, да его величества певчие, а государь жаловал их питьем ковшами. Питье носили стольники рядовые».

Ковш. Мастерские Московского Кремля, около 1618 года © Музеи Московского Кремля
Ковш. Мастерские Московского Кремля, около 1618 года © Музеи Московского Кремля

СВЯТКИ ДЛЯ ВСЕХ РУССКИХ ЛЮДЕЙ были временем застолий и потех. По улицам Москвы ходили скоморохи, песнями и музыкой развлекая столичных жителей. Народным увеселением было пение поздравительных песен – рождественских коляд, которые исполняли ряженые в маскарадных костюмах с масками – личинами козы, быка, коня и кобылки. Ряженые целыми ватагами входили в дома, пели, плясали, дурачились, а хозяева дома угощали их и одаривали. Официальные власти не одобряли пение коляд и называли их «пагубными суевериями». Но даже царский указ, вышедший в 1649 году, не смог положить конец старинной традиции комических уличных игр на Рождество, поэтому со временем церковные власти стали трактовать рождественские коляды как христианский обычай славления Христа и пожалования славильщиков медом.

В следующем лонгриде расскажем о праздничном застолье и подарках на Рождество в Допетровской Руси.

Представлен фрагмент из книги историка и автора популярных музейных изданий Юлии Уваровой «Рождество и Новый год в России XVI-XX веков». Приобрести издание можно на платформе Museum+Marketplace

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц