Если вам доводилось бывать в горах Кавказа, Сибири или Центральной Азии, то, преодолевая очередной перевал, вы, скорее всего, обращали внимание на груды камней, украшенные шестами с цветными лентами, и стоящие рядом такие же нарядные, в цветных лоскутах и флажках, деревья. Конечно, в голове у многих, наверняка, созревали вопросы: "что это, кем насыпаны камни и для чего?". Давайте попробуем ответить на эти вопросы, тем более, что традиция создания и почитания таких объектов, не смотря на глубокую древность, жива до сих пор.
Эти памятники называются по разному: по-хакасски - обаа, по-тувински - оваа, по-алтайски - обо, по-бурятски - обоо, а по-монгольски - овоо. Во всех случаях, речь идёт примерно об одном и том же – небольших пирамидках из камней, насыпаемых участниками обрядов. Причём, такие пирамидки можно обнаружить не только на перевалах, но и рядом с различными особо почитаемыми местами. "География" такой традиции самая обширная, буквально, просторы всей южной части континента Евразия.
А теперь представьте себе, сотни народов, вне зависимости от языка, религиозных представлений и местонахождения (Забайкалье, Саяно-Алтай, Центральная и Средняя Азия, Кавказ, Южная Европа и др.) на протяжении нескольких тысяч лет проделывали одно и то же действие: человек или люди, поднимали камень в одном месте и складывали его в общую груду в другом. Какой же в этом смысл?
Всё, в конечном итоге, сводится к тому, какое место отводит тот или иной народ для себя в этом мире. Представление о главенствующей роли человека в мироздании появилось относительно недавно и прижилось пока только в условиях искусственной городской среды. За пределами города, человек свое место знает, он - "гость". В традиционных культурах всех народов мира, через обряды, проявляется установка на то, что у любых явлений природы есть свой хозяин – божества и духи. Благополучие и жизнь человека зависит от того, насколько успешно ему удастся «договориться» с «хозяевами» мест: духами гор, тайги (леса), вод и т.п. Обряды поклонения и «кормления» духов известны с глубокой древности. Желая подчеркнуть доброе свое отношение и почитание «хозяина» места, человек жертвовал ему пищу, имущество, отрезы тканей на одежду (разноцветные ленты-чалама), устанавливал для "коней" духов священные коновязи, украшал стены мест обитания духов наскальными рисунками, а также, укреплял эти стены и повышал «статус» дома-горы , насыпая пирамидки из камней. Взамен, согласно традиционным верованиям, люди, как минимум, пока они на конкретной территории, обретали могущественного магического покровителя, обеспечивающего безопасность путников, приплод скоту, здоровье детям, сытое и спокойное существование.
Когда могла сложится традиция сооружений типа "обо"? Сказать трудно, у современных исследователей просто недостаточно информации для датировки. На перевалах, из-за сильных ветров и перепадов температур не формируется культурного слоя. Можно только предполагать, что традиция возникла в эпоху неолита-энеолита, около 5-6 тысяч лет назад, именно в это время на большей части Евразии активно шли процессы формирования родовых отношений. Дело в том, что пирамидки из камней насыпают именно на горных перевалах, исходя из представлений о границах родовых территорий. Каждый род или племя, даже если речь идет о кочевых и полукочевых народах, имеет свою территорию, куда входят пастбища и охотничьи угодья. Она конечно не содержит чётких границ и часто меняется. Границы родовых территорий создавались "на глазок", и обычно проходили по перевалам и водоразделам. Причём, сама земля, собственно, принадлежала не людям, а духам-покровителям. Поэтому, пересекая незримую границу территорий двух духов-хозяев мест, мы и обязаны, в рамках дорожных обрядов и "гостевого этикета", представится и сделать подарки "хозяину" той территории, по которой в дальнейшем и пройдёт наш путь. Так что, смысл создания пирамидок из камней, различных пожертвований и повязывания на деревья цветных лент именно таков - мы делаем "подарки" горному духу, чтобы обезопасить себя и сделать дальнейший свой путь приемлемым и приятным.
Что же касается термина «обо», в разных вариациях, то встречается он, к примеру, на территории Саяно-Алтая уже более тысячи лет назад, в эпитафиях, дошедших до нас в виде рунических письмен (енисейско-орхонская письменность). Средневековое население не только Саяно-Алтая, но и Забайкалья, и Монголии под под понятием «обо» понимало любое множество, объединенное чем-то общим (люди, боги, государство, камни).
Вот и получается, что малопонятные груды камней на перевалах, на деле, являются древнейшим выражением идеи единства народа, несут на себе отпечаток сложных обрядов и уникального многотысячелетнего опыта взаимоотношений человека и природы.