Найти тему
ПротоТип

Подарки хранителям горных первалов

Обо - пирамидки из камней на горных перевалах (фотография взята из интернета)
Обо - пирамидки из камней на горных перевалах (фотография взята из интернета)

Если вам доводилось бывать в горах Кавказа, Сибири или Центральной Азии, то, преодолевая очередной перевал, вы, скорее всего, обращали внимание на груды камней, украшенные шестами с цветными лентами, и стоящие рядом такие же нарядные, в цветных лоскутах и флажках, деревья. Конечно, в голове у многих, наверняка, созревали вопросы: "что это, кем насыпаны камни и для чего?". Давайте попробуем ответить на эти вопросы, тем более, что традиция создания и почитания таких объектов, не смотря на глубокую древность, жива до сих пор.

Эти памятники называются по разному: по-хакасски - обаа, по-тувински - оваа, по-алтайски - обо, по-бурятски - обоо, а по-монгольски - овоо. Во всех случаях, речь идёт примерно об одном и том же – небольших пирамидках из камней, насыпаемых участниками обрядов. Причём, такие пирамидки можно обнаружить не только на перевалах, но и рядом с различными особо почитаемыми местами. "География" такой традиции самая обширная, буквально, просторы всей южной части континента Евразия.

Оформление священного источника. Тува (фотография взята из интернета)
Оформление священного источника. Тува (фотография взята из интернета)

А теперь представьте себе, сотни народов, вне зависимости от языка, религиозных представлений и местонахождения (Забайкалье, Саяно-Алтай, Центральная и Средняя Азия, Кавказ, Южная Европа и др.) на протяжении нескольких тысяч лет проделывали одно и то же действие: человек или люди, поднимали камень в одном месте и складывали его в общую груду в другом. Какой же в этом смысл?

Всё, в конечном итоге, сводится к тому, какое место отводит тот или иной народ для себя в этом мире. Представление о главенствующей роли человека в мироздании появилось относительно недавно и прижилось пока только в условиях искусственной городской среды. За пределами города, человек свое место знает, он - "гость". В традиционных культурах всех народов мира, через обряды, проявляется установка на то, что у любых явлений природы есть свой хозяин – божества и духи. Благополучие и жизнь человека зависит от того, насколько успешно ему удастся «договориться» с «хозяевами» мест: духами гор, тайги (леса), вод и т.п. Обряды поклонения и «кормления» духов известны с глубокой древности. Желая подчеркнуть доброе свое отношение и почитание «хозяина» места, человек жертвовал ему пищу, имущество, отрезы тканей на одежду (разноцветные ленты-чалама), устанавливал для "коней" духов священные коновязи, украшал стены мест обитания духов наскальными рисунками, а также, укреплял эти стены и повышал «статус» дома-горы , насыпая пирамидки из камней. Взамен, согласно традиционным верованиям, люди, как минимум, пока они на конкретной территории, обретали могущественного магического покровителя, обеспечивающего безопасность путников, приплод скоту, здоровье детям, сытое и спокойное существование.

Священная коновязь на перевале. Хакасия (фотография взята из интернета)
Священная коновязь на перевале. Хакасия (фотография взята из интернета)

Когда могла сложится традиция сооружений типа "обо"? Сказать трудно, у современных исследователей просто недостаточно информации для датировки. На перевалах, из-за сильных ветров и перепадов температур не формируется культурного слоя. Можно только предполагать, что традиция возникла в эпоху неолита-энеолита, около 5-6 тысяч лет назад, именно в это время на большей части Евразии активно шли процессы формирования родовых отношений. Дело в том, что пирамидки из камней насыпают именно на горных перевалах, исходя из представлений о границах родовых территорий. Каждый род или племя, даже если речь идет о кочевых и полукочевых народах, имеет свою территорию, куда входят пастбища и охотничьи угодья. Она конечно не содержит чётких границ и часто меняется. Границы родовых территорий создавались "на глазок", и обычно проходили по перевалам и водоразделам. Причём, сама земля, собственно, принадлежала не людям, а духам-покровителям. Поэтому, пересекая незримую границу территорий двух духов-хозяев мест, мы и обязаны, в рамках дорожных обрядов и "гостевого этикета", представится и сделать подарки "хозяину" той территории, по которой в дальнейшем и пройдёт наш путь. Так что, смысл создания пирамидок из камней, различных пожертвований и повязывания на деревья цветных лент именно таков - мы делаем "подарки" горному духу, чтобы обезопасить себя и сделать дальнейший свой путь приемлемым и приятным.

Что же касается термина «обо», в разных вариациях, то встречается он, к примеру, на территории Саяно-Алтая уже более тысячи лет назад, в эпитафиях, дошедших до нас в виде рунических письмен (енисейско-орхонская письменность). Средневековое население не только Саяно-Алтая, но и Забайкалья, и Монголии под под понятием «обо» понимало любое множество, объединенное чем-то общим (люди, боги, государство, камни).

Вот и получается, что малопонятные груды камней на перевалах, на деле, являются древнейшим выражением идеи единства народа, несут на себе отпечаток сложных обрядов и уникального многотысячелетнего опыта взаимоотношений человека и природы.

Обоо на берегу озера Байкал. Бурятия (фотография взята из интернета)
Обоо на берегу озера Байкал. Бурятия (фотография взята из интернета)