Найти в Дзене
Советская авиация

Отклоняемый нос самолёта Т-4 «Сотка»: зачем нужен и как устроен

В в одной из прошлых статей я рассказал о почти забытом происшествии, когда в 1994 году у установленного в экспозиции музея ВВС в Монино самолёта Т-4 отвалилась отклоняемая носовая часть фюзеляжа. В этот раз я решил поподробнее остановиться на вопросе, зачем вообще конструкторы применили на самолёте такое решение, ведь можно было сделать просто выступающий из фюзеляжа фонарь, как на стоящем по соседству М-50. Изначально так и было. Компоновка эскизного проекта Т-4, разработка которого началась летом 1965 года, имела неотклоняемую носовую часть фюзеляжа с выступающим фонарём клинообразной формы и расположением экипажа по схеме тандем, аналогично самолётам М-50, Ту-22 и Ту-128. В остальном этот вариант машины мало чем отличался от будущей «сотки». В марте 1966 г. эскизный проект был закончен и представлен на рассмотрение в ВВС и МАП. После полученных замечаний в ОКБ была начата его доработка. Решающее влияние на выбор формы носовой части самолёта оказывала борьба за увеличение аэродинами
Оглавление

В в одной из прошлых статей я рассказал о почти забытом происшествии, когда в 1994 году у установленного в экспозиции музея ВВС в Монино самолёта Т-4 отвалилась отклоняемая носовая часть фюзеляжа. В этот раз я решил поподробнее остановиться на вопросе, зачем вообще конструкторы применили на самолёте такое решение, ведь можно было сделать просто выступающий из фюзеляжа фонарь, как на стоящем по соседству М-50.

Фото: Игорь Колоколов
Фото: Игорь Колоколов

Изначально так и было. Компоновка эскизного проекта Т-4, разработка которого началась летом 1965 года, имела неотклоняемую носовую часть фюзеляжа с выступающим фонарём клинообразной формы и расположением экипажа по схеме тандем, аналогично самолётам М-50, Ту-22 и Ту-128.

Иллюстрация: Михаил Дмитриев
Иллюстрация: Михаил Дмитриев

В остальном этот вариант машины мало чем отличался от будущей «сотки».

Чертёж: Николай Гордюков
Чертёж: Николай Гордюков

В марте 1966 г. эскизный проект был закончен и представлен на рассмотрение в ВВС и МАП. После полученных замечаний в ОКБ была начата его доработка.

Решающее влияние на выбор формы носовой части самолёта оказывала борьба за увеличение аэродинамического качества ‒ отношение подъёмной силы к лобовому сопротивлению. И на самолете с узким фюзеляжем (диаметр 2 м) выступающий фонарь создавал слишком большое лобовое сопротивление.

Иллюстрация: Андрей Жирнов
Иллюстрация: Андрей Жирнов

Поэтому было решено применить отклоняемую носовую часть, которая в поднятом положении полностью перекрывала бы обзор из кабины. Поначалу руководство ВВС приняло в штыки идею поворотной носовой части, но лётчику-испытателю B.C. Ильюшину удалось доказать им, что это не помешает пилотированию машины. При полёте на высоте 22-24 км видимости как таковой нет, вокруг чёрное небо, поэтому полёт проходил по приборам.

-5

А при взлёте, посадке и при полёте до скорости 700 км/ч носовая часть отклонялась и лётчик получал превосходный обзор из кабины. В то же время, Ильюшин настоял на установке перископа для обзора вперед, на случай аварийной блокировки механизма отклонения носа.

-6

В ОКБ П.О. Сухого темой отклоняемой носовой части занимался С.С. Балаховский. Лобовое стекло кабины имело большие размеры, за что конструкторы прозвали его «троллейбусным».

Фото: ОАО «ОКБ Сухого»
Фото: ОАО «ОКБ Сухого»

Забавное совпадение, ведь главный конструктор Т-4 Наум Семёнович Черняков ещё в 1945 году спроектировал первый в СССР троллейбус с цельнометаллическим корпусом ‒ МТБ-82.

-8

Любовь к цельностальным сварным конструкциям выпускник МАИ Черняков пронёс через всю жизнь, но в случае с Т-4 это было оправдано высокой крейсерской скоростью (до 3000 км/ч), вызывающей сильный кинетический нагрев обшивки.

Фото: ОАО «ОКБ Сухого»
Фото: ОАО «ОКБ Сухого»

Опускание и подъём носовой части производился винтовой парой с помощью редуктора и двух гидромоторов. Время подъёма и опускания составляло не более 15 секунд.

-10

Узлы крепления отклоняемой носовой части фюзеляжа расположены в передней части фюзеляжа, а узлы подвески ‒ в подкабинных отсеках. Гидромоторы для подъёма и опускания укреплены на самой подвижной части и перемещались вместе с ней.

Чертёж: Ильдар Бедретдинов
Чертёж: Ильдар Бедретдинов

Отклоняемая носовая часть являлась продолжением фюзеляжа, поэтому также была выполнена из стали и титановых сплавов. Она сама по себе была тяжёлой.

Фото: ОАО «ОКБ Сухого»
Фото: ОАО «ОКБ Сухого»

Но кроме того, в ней были размещены стеллажи с блоками пилотажно-навигационной системы управления оружием, а также агрегаты системы кондиционирования.

Чертёж: Николай Гордюков
Чертёж: Николай Гордюков

В самом носу под радиопрозрачным обтекателем размещалась антенна и радиоэлектронные блоки радиолокационной станции.

Фото: ОАО «ОКБ Сухого»
Фото: ОАО «ОКБ Сухого»

А в носке обтекателя - основной приёмник воздушного давления.

Фото: Clemens Vasters
Фото: Clemens Vasters

Также в отклоняемой носовой части предполагалось установить штангу дозаправки самолета топливом в полёте, но до этого дело не дошло.

Напоследок ‒ ещё один интересный факт. Отклоняемая носовая часть в СССР первоначально была разработана и опробована именно для Т-4, и лишь затем перешла на самолёт Ту-144.

Фото: Юрий Дорошенко
Фото: Юрий Дорошенко

Правда, в отличие от Т-4, отклоняемая носовая часть у Ту-144 гораздо легче и в ней почти нет оборудования.

Дополнительная информация: Книга «Ударно-разведывательный самолет Т-4»

Другие статьи про самолёт Т-4 «Сотка»:

Самолёт Т-4 «Сотка» | Советская авиация | Дзен

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!