Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

Младшие сыновья и бастарды королей Капетингов. Часть 2-ая. Несостоявшаяся Гражданская война.

Филипп I.
Филипп I.

Филипп I (годы жизни 1052-1108), сын Генриха и Анны Ярославны стал четвертым королем Капетингом, и его 48-летнее правление было самым долгим до эпохи Людовика XIV. Но прославился этот король не сколько своими достижениями, а романтической историей с Бертрадой де Монфор. Филипп «развелся» со своей первой супругой Бертой Голландской и «женился» на красавице Бертраде де Монфор, предварительно «похитив» ее у мужа, одного из своих вассалов. В кавычках, потому как высшее духовенство Франции во главе с Папой Римским не признало ни развода, ни новой женитьбы, король был отлучен от церкви за подобные фокусы, да и похищение было целиком с согласия самой Бертрады, которая была отнюдь не прочь стать королевой.

С династической точки зрения эти неурядицы интересны тем, что в долгосрочной перспективе чуть было не привели к гражданской войне, подобно событиям в Англии, «Анархии» 1135 -1154 годов. Вспомним, чтобы было причиной этой Гражданской войны в Британии. Внезапно погиб очевидный наследник короля Генриха Боклерка, его сын Вильгельм Аделин, и в кровавой схватке за английскую корону почти на 20 лет сошлись дочь короля Матильда и его племянник Стефан Блуа. Нечто подобное могло вполне случиться и во Франции тремя десятилетиями ранее.

Бертрада де Монфор и Филипп I.
Бертрада де Монфор и Филипп I.

В браке с Бертой Голландской у Филиппа I было четверо сыновей, но лишь старший из них Людовик, дожил до совершеннолетия. Он, собственно, и был всеми ожидаемым наследником и предполагаемым следующим королем Франции. Вот только у новой королевы Бертрады де Монфор на этот счет было иное мнение. Она успела родить королю двух сыновей - Филиппа и Флери, а также двух дочерей, юридически, с точки зрения церкви все четверо были бастардами. С дочерями все просто, обеих удачно пристроили замуж, а вот своего старшего сына Филиппа Мантского королева усиленно продвигала в наследники в обход Людовика. Причем коварный король-похититель, временами всецело находился под ее влиянием.

Сделать Филиппа Мантского наследником даже теоретически можно было только одним способом - физически устранить Людовика. Королева заставила короля пойти на крайне странный шаг – когда его сын и наследник Людовик отплыл в Англии с дипломатическим визитом к королю Генриху Боклерку, в его свите находился «агент» королевы, который вручил англичанину странное письмо (скрепленное королевской подписью и печатью) с просьбой заключить Людовика «в тюрьму на все дни его жизни». Король Англии, предварительно посовещавшись с приближенными, мудро проигнорировал это послание, и принц Людовик благополучно завершив миссию вернулся на родину. Королева на этом, разумеется, не успокоилась, подослав к принцу для начала монахов-убийц, а когда прямое покушение сорвалось, почти удачно попыталась его отравить. Людовик каким-то образом принял яд, но спасся благодаря врачу.

Людовик VI Толстый.
Людовик VI Толстый.

Однако, Бертрада де Монфор была явно не очень умна, так как даже успешное воплощение ее планов вовсе не гарантировало ее сыну Филиппу Мантскому корону Франции. Она почему-то не учитывала двух критически важных факторов. Первый – ее сын был фактически бастардом, не признанным церковью, второй – при смерти Людовика оставалась еще вполне законная линия графов Вермандуа, в лице Гуго, младшего сына Генриха и Анны Ярославны, и его сына Рауля. Гражданская война в этом случае была бы неизбежна, и даже с учетом гибели Гуго Вермандуа в 1102 году при неудачном Арьергардном Крестовом походе, его сын Рауль при поддержке духовенства и значительной части знати скорее всего быстро одержал бы победу над претендентом - «бастардом» и его матерью.

Но принц остался в живых и несмотря на козни королевы взошел на престол в 1108 году, после смерти отца, став королев под именем Людовика VI Толстого. Филипп Мантский тут же поднял мятеж против единокровного брата, но в виду недостатка сил и союзников быстро потерпел поражение. Людовик Толстый оказался или слишком добрым королем, или же крайне низко оценивал неудачливого соперника, но ни казнить, ни лишать Филиппа свободы он не стал, попросту лишив его владений. В дальнейшем Филипп примирился с королем, ни он, ни его брат Флери, сеньор де Нажи, не оставили наследников мужского пола. У Филиппа детей не было, у Флери была лишь дочь Изабелла.

Часть 1-ая. https://zen.yandex.ru/media/id/5ece4e6f4ee7871db02386df/mladshie-synovia-i-bastardy-korolei-kapetingov-5ffb4ec7fe4e686f6abd6a07