«Если б не было учителя, То и не было б, наверное, Ни поэта, ни мыслителя...». Учитель — одна из самых древнейших профессии, и, безусловно — одна из самых важных. Ведь именно учителя способны наставить на путь истинный, и именно благодаря им нередко дети чем-то загораются и воодушевляются, а потом вырастают и выбирают профессию по душе, которую им помогли выбрать их наставники.
Сами учителя появились ещё сильно задолго до того, как появилась профессия учителя как таковая, как бы странно это ни звучало: испокон веков люди передавали друг другу, а также младшему поколению, свои знания и навыки. Это была жизненная необходимость: ведь если человек будет начинать все сначала и учиться с нуля, то это будет сильно мешать прогрессу.
Любопытным является тот факт, что первые педагоги появилось в древней Греции, при этом, педагогами являлись не грамотные и специально обученные для этого люди, а рабы семьи, которые были «негодны для чего-то другого»: работа таких людей заключалась в том, чтобы повсюду сопровождать детей своего хозяина, в том числе присматривать за ними дома, а само слово «педагог» с древнегреческого буквально и означает «ведущий ребёнка». Но собственно, и сейчас понятия «педагог» и «учитель» друг от друга отличаются, и, если педагогика больше направлена на воспитание, то учительство — на научение.
Так, вероятно, первые учителя стали активно появляться тогда, когда стали рождаться и первые государства, так как была необходимость в том, чтобы брать на службу грамотных людей. Образованные люди нужны были также и в промышленности, и в торговле.
Но самые первые учителя появляются в Афинах более 2х тыс.лет назад вместе с первым лицеем, который тогда назывался «ликей», и был больше направлен на духовное развитие. В то же время активно развивались так называемые «гимнасии», направленные на физическое развитие.
Затем все в той же Греции появляются и первые школы, по своим функциям уже ближе к современным. Слово «школа» происходит от древнегреческого «схоле», что переводится как «отдых, досуг», так как в то время считалось, что человек отдыхает тогда, когда он на самом деле чем-то занят. Обучение в таких школах было устным: преподаватели читали лекции, ученики же слушали и впитывали информацию, а среди первых учителей были известные во всем мире в нынешние годы философы, такие как Сократ, Аристотель и Платон.
Параллельно в древнем Риме тоже начинают появляться учителя и школы для мальчиков: их выпускники, после 15 лет, могли стать судебными ораторами или политиками, и в таких школах могли учиться только дети из богатых семей.
В средние века развивается обучение, где в качестве учителей выступают грамотные монахи и священники, и школы нередко появляются именно при монастырях, выпускники которых чаще всего становились монахами-писцами. Брали на обучение тех, кто был в состоянии платить, нищие же оставались безграмотными. Монахи работали также и частным образом — приходили к детям из богатых семей домой. Постепенно при монастырях стали появляться не только школы для мальчиков, но и для девочек.
Уже в 1632 году появляется своеобразная «Библия» для педагогов, которую написал чешский педагог Ян Амос Коменский — «Великая дидактика». Там он выдвинул основные цели обучения и воспитания, а также рассказал чему и как учить, какие требования предъявлять. Яна прозвали впоследствии «учителем учителей». В 1652 году он пишет следующее руководство — «Законы для учителей» — своеобразный учительский кодекс, а также описания того, какой должна быть школа, вплоть до ее внешних качеств. Данные требования соблюдаются и по сей день.
На Руси школьное обучение и, как следствие, спрос на учителей начинается при князе Владимире, когда тот приказал «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Так появилась первая на Руси школа — «Книжное учение». Первыми учителями на Руси были также греческие священники, позже — русские. В этот период также происходит книжный расцвет и создаётся первая «Азбука» Ивана Фёдорова.
Начинают также появляться и развиваться первые высшие учебные заведения, открывает свои двери и начинает работу в 1687 году Славяно-греко-латинская академия, которая готовит священников, переводчиков, редакторов и, наконец, преподавателей для Печатного двора.
Затем с правлением Петра Первого появляется школа математических и навигационных наук, с Петром Первым же и начинают обучаться первые русские студенты за рубежом.
В 1764 году приходит понимание того, что школа должна не только учить, но и воспитывать: так Екатерина Вторая издаёт указ об основании института благородных девиц, воспитанницы которого изучают математические науки, иностранные языки, музыку, домоводство и рукоделие, таким образом, институт выпускал не только умных девушек, но и готовых к замужеству.
Несмотря на большой рост учебных заведений, учителей все же не хватало: в 1800 году на Руси их было около 790, при этом школы продолжали развиваться — стало появляться все больше духовных семинарий, военных заведений, элитных лицеев. А до этого времени педагогических заведений не было и вовсе. Только ближе к концу века стали появляться педагогические училища с образовательной программой сроком пять лет, и чем больше педагогов становилось, тем больше становилось и влиятельных людей как таковых. Ведь среди педагогов есть такие известные люди как Пирогов, Толстой, Менделеев, Макаренко и другие — все те, кто внёс вклад не только в педагогику, но и в другие науки.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ В российских школах предлагают ввести уроки психологии. Плюсы и минусы
✅ Что делать, если вашего ребенка обидели в Сети. Советы клинического психолога и личный опыт блогера
✅ «Быть или не быть» в раннем возрасте: как освоить в детстве английский глагол to be