Если вы чешете затылок, потому что не можете понять, куда положить детские художества, разрабатываете план, как превратить кладовку в библиотеку, или перемещаете мебель, чтобы освободить место для игрушек, читайте эту статью. Она даст вам пищу для размышлений.
Многие люди, когда впервые слышат о методике Реджио, полагают, что Реджио – это имя человека. Хотя Реджио-Эмилия – провинция в Италии. Ни на что не похожий подход к обучению детей, зародился именно в этом регионе. Принцип Реджио создает безопасную, благоприятную среду, которая способствует развитию знаний и вдохновляет детей на всю жизнь любовью к обучению.
Расцвет метода Реджио произошел после Второй мировой войны. Разруха и упадок образования объединили жителей Реджио-Эмилии, они буквально восстановили школу из руин. Психолог Лорис Малагуцци был ключевой фигурой в этом новом прогрессивном движении. Идеи Малагуцци, а также участие всех родителей в развитии своих детей, заложили основу для уникального обучения, которого еще не видел мир.
В программе Реджио ребенок рассматривается как личность с большими потребностями и творческими задатками. Ребенок – не тот, кого нужно «лепить» и формировать, а человек, у которого уже есть уникальные способности, он находится на пути к тому, чтобы занять свое место в мире.
В школах Реджио-Эмилии дети получают образование на всю жизнь. Это означает, что педагоги будут учить детей всем связям, взаимодействию, социальному и психологическому поведению ребенка, а не только тренировать мозг, чтобы получить как можно больше знаний. У ребенка всегда есть представление о гармонии со вселенной, людьми, он чувствует ответственность, живет честно, у него есть мечты и амбиции.
Один из самых глубинных принципов Реджио-Эмилии известен как «сотня языков детей». Концепция «ста языков» проста: дети – естественные коммуникаторы и поэтому их надо поощрять к общению любыми способами. Это могут быть слова, звуки, движения, рисунки, картины, здания, скульптуры, моделирование и многое другое. Способ объединить эту «речь», чтобы сформировать рассказ о себе – это и есть «100 языков». А учителя и родители понимают и слушают сотню языков, не препятствуя ребенку в изучении окружающей среды.
Комната ребенка в стиле Реджио не похожа ни на одну другую. Это творческое ателье. Фактически, окружающая среда рассматривается как «третий учитель». Вот некоторые общие элементы, которые можно найти в детской, вдохновленной пространством Реджио:
много естественного солнечного света;
растения и животные;
натуральная деревянная мебель;
природные элементы (дерево, галька, глина, желуди и т. д.);
мягкие уютные уголки для отдыха и релаксации;
разнообразные игровые материалы
Поскольку обстановка и все предметы вокруг ребенка имеют жизненно важное значение, действиям, которые проводятся в комнате, уделяется тщательное внимание. Эти действия часто называют «провокацией». Провокация – это то, что вдохновляет детей на мысли, разговоры, идеи и творческие выражения. В общем и целом описанные выше провокации стимулируют, пробуждают фантазию и вызывают безграничный детский интерес.
Провокации принимают разные формы, это могут быть:
- книги;
- фотографии и произведения искусства;
- натуральные природные текстуры (растения, камни, ракушки, орехи, речной песок);
- старые предметы в новом видении (например, перестановка мебели)
Ваша игровая комната выглядит так? Знаете что, отдайте игрушки, к которым ребенок потерял интерес, маленьким мальчикам и девочкам в приют. Вычистите свои шкафы, выбросьте поломанные и старые игрушки. Пусть две вещи станут ключевыми в этом новом приключении, под названием пространство Реджио: развивающие детали и природа. И дети будут не только создавать свои собственные миры, но и с великой радостью учиться.