Первыми учёными, приступившими в СССР к вопросам изучения свойств урана и перспектив возможности создания ядерной бомбы, были Георгий Флёров и Константин Петржак – талантливейшие ученики Игоря Васильевича Курчатова.
К 1940 году у учёных появилось подозрение, что ядра урана могут быть подвержены самораспаду. Но было ли это свойство самого вещества или так воздействовало на него космическое излучение? Чтобы проверить эту гипотезу, нужно было исключить воздействие космического излучения. Такое можно было сделать только под землёй. Причём как можно глубже.
Для опытов выбрали метро. Самой глубокой станцией на то время была «Динамо», уходящая вниз на 40 метров. Учёные со всем оборудованием устроились в кабинете начальника станции. На время опыта станцию не закрывали, и тысячи спешащих на работу пассажиров понятия не имели о том, что за тонкими дверями проводятся опыты с ураном.
Флёрову и Петржаку первыми в мире удалось доказать, что ядра урана способны к самопроизвольному делению и без воздействия космического излучения.
Это открытие стало сенсацией в научном мире. Их выводы были напечатаны в «Журнале экспериментальной и теоретической физики» в 1940 году. Отныне стало ясным, что создание атомной бомбы возможно.
Маститые физики не видели близких перспектив к этому, но Флёров ещё в 1941 году написал Сталину о необходимости такого оружия для страны. Время было слишком тяжёлое, не исключалась возможность сдачи Москвы. Поэтому реакции на его письмо не было. Упорствуя, физик на следующий год снова написал Генералиссимусу.
Хотя в войне ещё не было полной ясности, но Сталин оценил новое важнейшее направление развития вооружения и отозвал физика с передовой. Уже осенью того же года была создана секретная лаборатория, которую возглавил Курчатов.
В современной России выдающийся учёный с мировым именем, Юрий Оганесян выступил с инициативой об установке на станции метро «Динамо» памятной доски в честь открытия Флёрова и Петржака, которое сыграло огромнейшую роль в развитии атомной энергетики страны.
Думается, достойные сыны Отечества достойны хотя бы столь малой доли внешнего признания за тот труд, который и сегодня даёт для страны базу безопасного функционирования атомной энергетики и вооружения.
Что вы об этом думаете, пишите в комментариях и ставьте лайки! Подписывайтесь на канал