Найти тему
Лодочник

Лодочный мотор СССР: Как снизить расход топлива

Несколько советов - как получить реальную экономию на расходе бензина, если у вас подвесной мотор "родом из СССР".

Попробуем развеять миф о том, что все советские ПЛМ - ужасные обжоры.

Автор статьи: Кирилл Кутейников.

Для примера берём самый массовый из советских подвесников, доживших до наших дней - "Вихрь 30".
Он имел расход 11кг. (делим на плотность бензина 0,76) получаем 14 литров. Это максимальный расход, по инструкции(на АИ-72).

Беда советских ПЛМ - ужасное качество сборки. Поработав руками, можно снизить расход - до приемлемых 12 литров (на "максималке"). Примерно на 20%.

Учитывая, что советские Ветерки, Вихри и Приветы - потребляют масло М6, автол, М10, М12 (дизель), МС20 - получается ещё и заметная экономия в рублях, в отличии от импортных 2Т масел.

Низкий расход топлива на современных импортных ПЛМ обеспечен высоким качеством сборки и отличным уровнем подгонки деталей + появление новых карбюраторов, которые подают очень хорошо распыленное, мелкодисперсное топливо.
Совсем не как на Вихрях, где из эмульсионной трубки летят капли бензина а не бензиновая пыль.
-2

Три пути по увеличению КПД на ПЛМ советского производства:

1. УМЕНЬШЕНИЯ ТРЕНИЯ: Начинаем с коленвала. Коленвал не должен иметь биения, и должен легко вращаться в собранном картере. Сальники надо тщательно подбирать. Изначально (к примеру) вал 20 миллиметров, а сальник на 19 (с завода!!!) Представляете, какое трение на валах?

А это все - снижает КПД, крадет силы, увеличивает расход топлива. Снижаем трение в поршневой (умельцы ставят свои поршни, с тонкими хромированными стальными кольцами, у которых площадь трения о гильзу цилиндра меньше.

Крыльчатка помпы, в Вихре порой садится в стакан помпы с таким натягом, что трудно провернуть ключом. Это тоже надо победить. А еще до 0,5 лс. теряется в паре трения "вилка включения скорости+храповик".

Если неверно отрегулировать реверс, вилка будет невероятно сильно давить на храповик и тормозить его.

2. ПУТЬ УМЕНЬШЕНИЯ РАСХОДА - обеспечение грамотного топливного наполнения цилиндра. Начнём с карбюратора - надо выставить уровень в поплавковой камере и обеспечить герметичность иголки поплавка.

Тут теряется до 0,5 литра в час!

Устранить все возможные подсосы в двигателе! И выравнять все перепускные каналы. На всех наших моторах они криво сделаны, а это турбулентные завихрения и плохая продувка цилиндра.

Так же надо поднять степень сжатия под 92 бензин. Чем ниже степень сжатия, тем больше расход. Изначально моторы рассчитаны на АИ-72 и на низкую степень сжатия. Надо снять с головки блока цилиндров от 0,8-1,2 мм.

Это сэкономит ещё до 0,3-0,5 литра в расходе.

3. ПУТЬ УМЕНЬШЕНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ мотора: Часто мотор погружен слишком глубоко. Он всем дейдвудом тащит воду перед собой. Надо максимально выше поднять мотор на транце. Экспериментальным путём найдя высоту, при которой начинаются "прохваты" воздуха.

Затем опустить так, чтоб прохватов не стало (ни в поворотах, ни на волнении). Так же, опытным путём, надо выставить дифферент (отклонение) мотора. И подобрать оптимальный гребной винт.

Проблема с моторами советского производства, ещё и в том, что как правило - достаются они сейчас, в совершенно укатанном состоянии. И перед эксплуатацией их надо не только доработать - но и просто восстановить. Чтоб не ругать их потом - за ломучесть и прожорливость.

Обзор мифических советских ПЛМ "Вихрь" по этой ссылке.