Найти в Дзене
Точка ART

Топ-5 книг 2020 года: феминизм, преступления, открытия

Каждую неделю в рубрике «Книжное воскресенье» журнал Точка ART знакомит читателей с новинками ведущих издательств. Живопись и балет, Италия XV века и Петербург XVIII-го, поэзия и проза, аутсайдеры и фавориты, история феминизма и гендерные исследования — за прошедший год были опубликованы фрагменты из более чем сорока книг об искусстве, и сегодня в обзоре — топ-5 за 2020 год.

Январь. Майкл Баксандалл. «Живопись и опыт в Италии ХV века»

Предмет отражает определенный световой спектр, который воспринимается человеческим глазом. Свет проникает в глаз через зрачок, собирается в пучок хрусталиком и проецируется на экран глазного дна, то есть на сетчатку. На сетчатке расположена сеть нервных волокон, которые пропускают свет через систему клеток к нескольким миллионам рецепторов — колбочек. Колбочки чувствительны и к свету, и к цвету и реагируют, передавая информацию о свете и цвете в мозг. На этом этапе инструменты визуального восприятия перестают быть одинаковыми для всех людей. Мозг должен интерпретировать поступившие от колбочек данные о свете и цвете, и для этого он использует как врожденные способности, так и те, что приобретаются с опытом.

Майкл Баксандалл написал книгу «Живопись и опыт в Италии XV века: введение в социальную историю живописного стиля» за лето 1971 года, думая, что сочиняет «учебник для бакалавров-историков». Сегодня эта книга входит в список обязательного чтения любого начинающего искусствоведа и историка культуры. В 2019 году в издательстве V-A-C Press она впервые вышла на русском языке.

© V-A-C Press
© V-A-C Press

Три главы «Живописи и опыта» иллюстрируют три подхода к реконструкции визуальных и когнитивных навыков, а также лежащих в их основе социальных практик. Во второй главе — «Взгляд эпохи» — Баксандалл задается вопросом о том, как человек кватроченто, будь то художник или зритель, переживал визуальный опыт специфическим для своего времени образом и как качество этого переживания стало частью живописного стиля.

Февраль. Мерс Каннингем: «Гладкий, потому что неровный…»

Неожиданные связи между музыкой и живописью, открывшиеся в творчестве Мерса Каннингема, предоставили танцу пространство настолько новое и одновременно настолько соразмерное ему, что и самые современные, и традиционные постановки рядом с работами Каннингема часто выглядят банально или старомодно. По сравнению с его стилем спектакли танца модерн, нередко отмеченные устаревшим экспрессионизмом, кажутся почти карикатурными.

Мерс Каннингем. Великий американский танцовщик и хореограф, создатель знаменитой балетной труппы и уникального направления в хореографии, автор танца, всегда поражающего новизной. В год 100-летия со дня рождения мэтра, для поклонников творчества Каннингема было организовано множество интереснейших мероприятий, перформансов, лекций и дискуссий. В прокат вышел сенсационный документальный фильм Каннингем / Cunningham 3D, а Музей современного искусства «Гараж» и издательство Artguide Editions Garage выпустили в свет сборник интервью хореографа «Гладкий, потому что неровный…» — четвертую книгу серии, посвященной современному танцу.

© Garage
© Garage

Книга представляет собой серию бесед Каннингема с французской журналисткой Жаклин Лешев. В ней подробно рассказывается о жизни танцовщика, о его особом понимании танца, этапах оттачивания необычного творческого метода, о ходе создания постановок; книга проиллюстрирована редкими фотографиями, запечатлевшими как фрагменты спектаклей, так и моменты из жизни хореографа. В текст также включены подготовительные зарисовки Каннингема, которые он делал, продумывая нюансы танца для каждого нового спектакля.

Март. Антье Шрупп «Краткая история феминизма в евро-американском контексте»

Феминистским может быть просто взгляд, угол зрения, или, как говорят, линза, через которую личность воспринимает то или иное явление окружающей действительности. И это тоже феминизм, порой не осознаваемый, не отрефлексированный, не являющийся целью. Женщина в ужасе заявляет: «Нет, ну что вы, я НЕ-феминистка! Как вы могли обо мне ТАКОЕ подумать?!» И тем не менее ее мысли, чувства, ее позиция прекрасно вписываются в основополагающие утверждения феминизма.

За последние два столетия феминизм радикально изменил мир. Но, в отличие от большинства книг на эту тему, «Краткая история феминизма в евро-американском контексте» начинается не с борьбы женщин за право голоса в XIX веке, а c античности. В издании собраны все важные фигуры, понятия, даты и события феминистского движения, но серьезная, очень важная, полная драматизма, тема представлена в жанре комикса — остроумно, тонко, иронично.

© Ad Marginem
© Ad Marginem

Комикс прекрасен! Для первооткрывательниц феминизма он написан увлекательно и живо. А для тех, кто уже все знает, он замечательно проиллюстрирован.

Апрель. Елена Осокина. «Небесная голубизна ангельских одежд»

Икона превратилась в препятствие к осуществлению идейно-политического курса советской страны. Противодействие признанию иконы произведением искусства в первые десятилетия советской власти имело иную природу, чем в начале ХХ века. Это сопротивление было до накала политически заряжено, имело воинствующую антирелигиозную направленность и было сопряжено с применением репрессий со стороны государства.

Книга Елены Осокиной «Небесная голубизна ангельских одежд. Судьба произведений древнерусской живописи, 1920–1930-е годы», вышедшая в издательстве Новое Литературное Обозрение — это, без преувеличения, интеллектуальный детектив. Русская икона является главным героем этой книги — центром притяжения действий власти, музейных работников, торговцев и покупателей. Один из парадоксов советской истории состоит в том, что создатели «нерыночной» плановой экономики стали основателями мирового рынка русских икон. На рубеже 1920–1930-х годов их усилиями был собран колоссальный экспортный иконный фонд, организована грандиозная рекламная кампания — первая советская зарубежная выставка, которая во всем великолепии представила миру новый антикварный товар, а также установлены связи с мировыми антикварами и проведены первые продажи коллекций за рубеж. Поиск валюты для индустриализации обернулся развитием мирового интереса к русской иконе.

© НЛО
© НЛО

Книга рассказывает об истории музеев и людей (к одним из них судьба отнеслась благосклонно, к другим — безжалостно), о том, как было создано и ликвидировано грандиозное иконное собрание Государственного музейного фонда, кто и как отбирал иконы на экспорт, сколько икон отдали на продажу российские музеи (Третьяковка, Исторический, Русский…), были ли проданные иконы фальшивками и существовал ли «сталинский гулаг иконописцев», а также о том, как пытались продать иконную выставку в США, и о судьбе, которая ждала иконы после продажи. Книга написана на огромном материале, собранном автором в архивах России, Европы и США.

Май. Софья Багдасарова «ВОРЫ, ВАНДАЛЫ И ИДИОТЫ: Криминальная история русского искусства»

На хлеб с маслом хватало, но Куккуку было понятно, что это потолок. «Нет, не стать мне Рубенсом! — возопил он как-то к небесам. — Не стать Рембрандтом! Тернером! Даже завалящим каким-нибудь московитским художником мне не стать!» И в этот момент в небесах засмеялись ангелы, а будущий папа Ивана Шишкина поцеловал будущую матерь Ивана Шишкина. На дворе был 1832 год.

В новой книге Софьи Багдасаровой, вышедшей в издательстве БОМБОРА, рассказано о том, как совершаются преступления в российских музеях, и кто обычно бывает преступниками. Все описанные в книге кражи, аферы и акты вандализма, при всей очевидной абсурдности, — совершенно реальные исторические события.

© БОМБОРА
© БОМБОРА

Помимо увлекательных криминально-юмористических рассказов в книгу включены серьезные журналистские расследования, а также инсайдерские интервью от представителей современного арт-рынка, которые пожелали остаться анонимными, но зато раскрыли потрясающие подробности теневого антикварного бизнеса.

Еще 7 книг на сайте журнала: https://magazineart.art/book/shekspir-monten-bjenksi-i-drugie-top-12-knig-2020-goda/