Доходные дома до сих пор украшают улицы крупных городов России, и уж, конечно, Москвы и Санкт-Петербурга. Кто жил в этих домах, какие квартиры занимали состоятельные семьи, каковы были интерьеры и быт? Попробуем немного разобраться в теме, при помощи старых фотографий и мемуаров известных людей.
Сколько комнат имела обычная зажиточная семья?
Обычно семья с детьми снимала квартиру в пять-шесть комнат, с гостиной, несколькими спальнями, комнатой для прислуги или няни. Небольшая кухня часто имела выход на черную лестницу, откуда заносили уголь, дрова для отопления и печки, а так же продукты с рынка. Рядом располагалась комната для кухарки или горничной.
Одна из самых красивых балерин русского балета, Тамара Карсавина пишет в своих воспоминаниях о квартире в Санкт-Петербурге, где жила ее семья, состоящая из четырех человек, няни и служанки.
«В Санкт-Петербурге мы жили на верхнем этаже пятиэтажного дома, принадлежавшего вдове богатого купца…Раз в год мать ходила к хозяйке и возвращалась с радостной новостью, что срок аренды продляется еще на год и квартирная плата остается прежней. Плата четыре фунта в месяц, кажется, сейчас невероятно низкой, но в те времена такова была обычная цена довольно большой пяти-шести-комнатной квартиры. Позже, когда наше материальное положение ухудшилось, домовладелица переселила нас в более дешевую квартиру в другом крыле здания, почти не отличавшемся от нашего — только у парадного входа не было швейцара в ливрее». Т. Карсавина «Театральная улица»
Воспоминания Карсавиной относятся примерно к 1902-1905 году. А плата в четыре фунта примерно соответствует сорока рублям. Отец Карсавиной занимал должность первого балетного танцовщика и исполнителя мимических ролей, и был единственным кормильцем семьи.
Кстати сказать, наиболее престижными считались квартиры третьего этажа, а пятый этаж и мансарда – жильем более экономным. На первый этажах доходных домов часто располагались лавки и магазины, а на втором различные конторы.
Семьи побогаче могли нанять квартиру из десяти комнат, где располагались не только спальни и гостиная, но и парадная столовая, зала для приемов, а у врачей или юристов, например, к квартире могла примыкать собственная приемная с отдельным входом.
Софья Ковалевская, будущий великий ученый, вспоминает, что ее очень редко допускали на взрослую половину квартиры, так как она не умела себя достойно вести и дичилась гостей. Зато помнит, как приходила в детскую мама:
«Иногда заглянет к нам в детскую мама. Когда я вспоминаю мою мать в этот первый период моего детства, она всегда представляется мне совсем молоденькой, очень красивой женщиной. Я вижу ее всегда веселой и нарядной. Чаще всего вспоминается она мне в бальном платье, декольте, с голыми руками, со множеством браслетов и колец».
Где жила прислуга?
Прислуга была разная. Если это истопник или дворник, то они занимали особые комнатки – «дворницкие», находящиеся в цокольном этаже.
Горничные, кухарки могли быть приходящими, но если жили в семье, то чаще всего занимали комнаты при кухне. Помните, как у профессора Преображенского в «Собачьем сердце» Дарья и Зина спали в кухне на полатях?
Няни или гувернантки могли жить в комнате с ребенком, в смежном помещении или же им нанимали специальную комнату в том же доме во флигеле или на мансарде.
Из воспоминаний княгини княгини Марии Тенишевой:
«Иногда в доме все затихает, будто умерло: мать у себя в кабинете. Прислуга, врассыпную, пользуется затишьем. Тогда я пробираюсь к няне в комнату. Иногда мы играем в дурачки...У няни в комнате весело: пахнет лампадкой, стоят банки с вареньем. Она угощает меня чаем и моим любимым вареньем, брусникой в патоке, своего изготовления».
В больших многодетных семьях держали няню и гувернантку одновременно, кухарку, горничную, мальчика на побегушках. Или крестьянскую девчонку – помощницу няни. Софья Ковалевская, будучи дочерью генерала, пишет в своих мемуарах:
«Совсем почти рядом со мной я слышу ровное дыхание спящего брата, а из угла, за лежанкой, доносится тяжелое носовое посвистывание приставленной к нам для услуг девочки, курносой Феклуши, няниной souffre-dou-leur. Она спит тут же в детской на полу, на куске серого войлока, который она расстилает по вечерам, а на день прячет в чуланчик».
Какие удобства были в хороших доходных домах?
Хозяева доходных домов внедряли новшества цивилизации иной раз самыми первыми. Так Елисеев построил самый первый паровой лифт в Санкт-Петербурге. Многие другие дома имели водопровод, отопления, туалетные и ванные комнаты. Удобства сделались возможными благодаря изобретению сифона в начале XX века.
Парадные лестницы в домах были украшены растениями и статуями, застелены дорожками. У входа дежурил швейцар. В холле или вестибюле обязательно вешали зеркало, чтобы дать возможность гостям дома привести себя в порядок.
После революции многие квартиры превратились в коммуналки, потеряв свое былое величие. Но об этом я уже писала раньше: Швондер об «уплотнении». Про советские коммуналки
В завершение еще несколько интерьеров дореволюционных квартир: