Эпоха Возрождения, или как её ещё можно назвать, эпоха Ренессанса, характерна выдающимися достижениями во всех областях культуры. Это время отличается на фоне остальной мировой истории зарождением капиталистических отношений, образования национальных государств и абсолютных монархий, бурного развития естественных наук, а также активным освоением новых земель.
К предпосылкам появления Ренессанса приписывают несколько условий, однако в роли основного всё же отдают предпочтение причине экономической. Было понятно, что миру требуется новая, отличная от схоластической, философия, которая вдохнула бы новую жизнь в общество того времени. И она, как известно, не замедлила появиться.
Именно в эпоху Ренессанса миру явились множество талантливых философов, среди которых особое место занимал и герой нашего эссе, Мартин Лютер. Этот человек создал немецкий литературный язык, перевел на него библию, а одно из направлений протестантизма – лютеранство, также носит его имя не просто так. Говоря про Лютера, можно без преувеличения сказать, что он изменил вектор развития мировой истории, и, став основателем новой религиозной ветви протестантизма, заставил общество того времени усомниться в мощи католической церкви.
В определённый этап своей жизни Мартин Лютер решил посвятить свою жизнь служению Богу, на вопрос, что, так сказать, «приложило руку» к этому его решению историки и по сей день ведут споры, однако следствие этому неизменно, и, тогда ещё молодой парень, принял монашеский обет. По делам своего монашеского ордена Лютер посетил Рим, и был сильно ошарашен тем, насколько развращённым оказалось местное духовное сообщество. Через какое-то время, после выхода папской Буллы, Мартин Лютер окончательно разочаровался в католицизме, и раскритиковал учения церкви своими тезисами.
Главным смыслом тех тезисов было донести до общества, а также духовенства свою основополагающую мысль: «между человеком и богом в деле спасения души не должно быть посредников». Таким образом, Мартин Лютер и стал первым человеком, осмелившимся выступить против издавна устоявшихся католических догм и подвергнуть сомнению основы христианских учений, не будучи приговорённым к смертной казни за свои идеи. Он смог сделать то, чего не удавалось сделать его предшественникам на протяжении долгого времени – возбудить умы как интеллектуальной части населения, так и остальной общественности против религиозной и экономической тирании церкви. Его тезисы нашли отклик почти у половины Европы.
Также одной из очень важных, или даже центральных концепций Лютера считается его философия «призвания», которая, в свою очередь, являлась противопоставлением учения церковного, заключавшегося в противопоставлении духовного и мирского. Реформатор считал, что как в профессиональной сфере, так и в обыденной жизни призвание человека определяется как благодать Бога. По его мнению, именно Господь определяет ремесло каждого индивида путём дарования тому определённых талантов и способностей, а долг человека состоит в том, чтобы усердно трудиться, исполняя своё призвание. При этом Лютер отмечает, что нет дела «благородного» или дела «презренного».
Стоит отметить, что религиозно-философские постулаты, выведенные Мартином Лютером как после его смерти, так и по сей день остаются своеобразным маяком для людей во всём мире.
В заключение настоящего эссе хотелось бы сказать, что реформаторская деятельность Лютера не только дала толчок реформирования церковно-религиозной системы того времени, но также стала важным поворотным моментом в зарождении капитализма и определила дух Нового времени.