Вопрос закрыт. Игорь Ларионов остается главным в молодежной сборной России по хоккею.
Наверно, это правильное решение. Метания до добра не доводят, тем более что это всего лишь первый блин Ларионова. Не использовать огромный опыт "Профессора" – было бы ошибкой.
Но теперь важно, каким путем он пойдет. Большого выбора у Ларионова нет. Главная проблема не решена: под этим подразумеваю системный сбой в подготовке хоккеистов. Начиная с детства. У Ларионова не будет много возможностей для переверстывания игры сборной под его, ларионовское видение. Условно назовем это видение советским хоккеем.
В этом кроется главная проблема. Если продолжать говорить о некоем советском стиле, то из тупика не выбраться. Советский стиль – это ровно то, против чего восстал сам Игорь Николаевич в 1989 году. Это – диктатура в подготовке, это полная власть над игроками. Сегодня это невозможно: игроки защищены контрактами и, самое главное, уже не видят в сборной того, что видели в ней хоккеисты прошлого: возможность получения материальных благ, вызванных, в первую очередь, постоянными поездками за границу.
Советский стиль – это то, что возмущало Ларионова 32 года назад. Напомню это.
" Десять месяцев в году мы находимся в отрыве от дома: бесконечные поездки, игры, а нет игр – сборы… Режим суров. Легче сказать, что нам можно, чем о том, что нельзя. Можно есть до отвала, кормят нас на славу, можно сыграть в шахматы или нарды, можно поспать. Остальное – тренировки. Например, летом в подготовительный период, с 10 утра до полудня занятия со штангой, до 24 тонн железа приходится ворочать в день, потом спортигры, с 17 часов беговая программа – фортлек, то есть бег по кругу с несколькими ускорениями, до десяти километров, 6-8 километров кросса. Втягиваемся. Следим за весом. Ибо лишние килограммы – это дополнительная нагрузка на тренировках… После игры – в автобус. Машут вслед наши жены и детишки: "До свиданья!" Они – домой, мы - на спортбазу. Соскучился – можешь позвонить. Семейная жизнь по телефону – к этому мы давно привыкли благодаря вам, Виктор Васильевич! Остается лишь удивляться, как жены наши от нас детей рожают: ведь нормальные взаимоотношения хоккеиста с женой тоже "не вписываются" в вашу "программу".
"С 10 утра до полудня занятия со штангой, до 24 тонн железа приходится ворочать в день, потом спортигры, с 17 часов беговая программа – фортлек, то есть бег по кругу с несколькими ускорениями, до десяти километров, 6-8 километров кросса" – вот она, основа той мощи "красной машины", которая в большинстве матчей подавляла соперника.
Если сегодня Игорь Николаевич попытается внедрить эту "советскую систему", то вряд ли молодые парни с восторгом примут ее. Они просто начнут волынить. И быстро "сольют" тренера. Советская система, о которой с ностальгией говорит Игорь Ларионов – это бесправие спортсмена, это всесилие тренера, под руками которого есть множество тех, кем он может – без ущерба для проектной мощности – заменить недовольных.
Нельзя вернуть красоту советского хоккея без этой безумной физической подготовки, как нельзя сегодня вернуть "Спартаку" бесковские забегания и"стеночки": не то время, не те люди, не те условия.
Да и как загнать людей на базу, чтобы они ни о чем, кроме хоккея не думали? Молоджка собирается вместе, по сути, раз в год. На подготовку к чемпионату мира отводится самая малость времени, за этот период "физику" не подгонишь.
Игорь Ларионов, подозреваю, заговорил о советском периоде в хоккее с той же целью, с какой сегодня многие политики говорят о том, как было хорошо в СССР: эта идея доминирует в обществе. Но как нельзя вернуться в СССР из России, так же невозможно вернуться к хоккею советскому из хоккея российского.
Меня смущают фразы Ларионова. "25 рожденных от русских матерей" - это ничуть не лучше, чем реакция депутата от ЛДПР на победу над сборной Швеции – он сравнил ее с битвой под Полтавой. Ничем не лучше, чем объяснение младшего Ротенберга о причинах победы над сборной США – мол, русский характер.
Патриотизм – не только последнее прибежище негодяев, это еще и прибежище непрофессионалов.
И особо меня смущает фраза Игоря Николаевича о том, что не все так плохо было на турнире, раз сборная стала единственной, кто нанесла поражение будущим триумфаторам, американцам.
По такой логике, сборная ГДР могла считать для себя крайне успешным чемпионат мира по футболу 1974 года, став единственной, кто обыграла будущих чемпионов, сборную ФРГ.
Если мы говорим о советском хоккей, то давайте не выбирать то, что надо, отбрасывая в сторону ненужное. Для советского хоккея второе место это поражение. А четвертое – это катастрофа, после которой делаются кадровые выводы спустя пять минут, после финального свистка.
А так – удачи Игорю Николаевичу. Считаю, что его возвращение в Россию – большой плюс. Он знает и понимает хоккей на профессорском уровне. Теперь осталось донести это понимание до "студентов".