Готическая живопись не давала живописцам почти никакой свободы творчества. Изображать необходимо было библейские сюжеты с библейскими же персонажами. Спектр эмоций, изображенный на картине (иконе), как правило, тоже был резко ограничен, пространство было плоским, а фигуры зачастую как будто парили в воздухе.
Итальянский художник Джотто ди Бондоне первым в западноевропейской живописи решился отойти от канонов средневекового искусства и даже внести в него элементы реализма. Главными ноу-хау Джотто стали:
- в библейских сценах изображены живые люди, испытывающие настоящие человеческие эмоции;
- пространство в его работах стало трехмерным. Этого удается достичь не перспективным углублением (до этого еще далеко), а определенным расположением фигур в отдалении друг от друга.
- персонажи приобрели минимальную естественность движений;
- персонажи полотен обрели индивидуальные черты;
- расширился спектр эмоций;
- сюжеты из Евангелие изображаются как реально происходящие;
- цельное произведение о сложном внутреннем мире героев вместо разобщенных сюжетов и фигур готики;
- пейзажный фон вместо условного золотого;
- в картины вводятся бытовые черты, создающие впечатление достоверности и реальности изображенного.
Казалось бы, ничего особенного, но для того времени это был настоящий прорыв.
Из числа работ «революционера» Джотто лучше всего сохранились фрески капеллы дель Арена (она же по имени заказчика еще называется Капелла Скровеньи) в г. Падуя. На входе в капеллу изображена сцена «Страшного суда», напротив – «Благовещение». Всего там представлено 38 сцен из жизни Марии и Иисуса, соединенных в единое целостное произведение. Внизу на цоколе из розовых и серых квадратов изображены 14 фигур пророков и добродетелей.
Пожалуй, самой впечатляющей из фресок капеллы является «Поцелуй Иуды».
В центре композиции, на фоне поднятых вверх копий и рук, – фигуры Иисуса и Иуды. Художник сразу противопоставляет друг другу двух основных персонажей. Их лица максимально приближены друг другу. Иуда, целуя Христа, готовится предать его, при этом лицо Спасителя остается поразительно спокойным. Это единственный островок спокойствия на полотне, полном бурных эмоций.
Слева от центральных персонажей Святой Петр яростно бросается на одного из участников событий и отсекает ему мечом ухо. Эта деталь упоминается во всех Евангелиях.
Верхняя часть фрески сохранилась плохо, поэтому разглядеть детали вооружения стражников почти невозможно. Произошло это из-за того, что эту часть работы Джотто выполнил в технике сухой фрески, не отличающейся долговечностью.
Хоть язык мастера лаконичен и суров, он понятен каждому, кто смотрит на картину. Не зря капеллы кисти Джотто стали называть «Евангелием для неграмотных». Его работа полна драматизма и внутреннего психологизма, совершенно не характерного для живописи того времени.
«Когда я смотрю на фрески Джотто в Падуе, я не пытаюсь определить, какая сцена из жизни Христа передо мной, но сразу ощущаю то чувство, которое от нее исходит. Потому что оно заключено в линии, композиции, цвете», - писал Анри Матисс.
Еще о религиозных сюжетах в живописи можно прочитать здесь: Губерт и Ян ван Эйк. Гентский алтарь – гимн Нидерландского Возрождения
и здесь: Египетские корни византийских икон