«Отче наш…» - это единственная молитва, которую дал нам Сам Господь Иисус Христос. Несмотря на кажущуюся простоту она несет в себе глубокий смысл. Многие святые изъясняли эту молитву. А в этой статье будет рассказано о толковании молитвы «Отче наш» святым Иоанном Златоустом в его «Беседах на Евангелие от Матфея».
Для начала вспомним текст самой молитвы:
«Отче наш сущий на небесах». Святой Иоанн Златоуст говорит, что само именование Бога Отцом заставляет нас вспомнить обо всех благодеяниях Божиих. Этим словом исповедуется и прощение грехов, и освобождение от наказания, и оправдание, и освящение, и искупление и то, что мы являемся братьями Самому Христу. Всё это любящий Бог даёт тем, кто называет Его Отцом. По мнению Святителя слова «на небесах» вовсе не отделяют от нас Бога, заключая Его на небе, а, напротив, возвышают нас к Нему, призывая хотя бы на время молитвы приблизиться к небу. Особое внимание святой Иоанн уделяет слово «наш»:
Этими словами Он научает нас молиться и за всех братьев. Он не говорит: Отче мой, сущий на небесах, но – "Отче наш", и тем самым повелевает возносить молитвы за весь род человеческий, и никогда не иметь ввиду собственных выгод, но всегда стараться о выгодах ближнего. А таким образом и вражду уничтожает, и гордость низлагает, и зависть истребляет, и вводит любовь – мать всего доброго; уничтожает неравенство дел человеческих и показывает полное равночестие между царем и бедным, так как в делах высочайших и необходимейших мы все имеем равное участие.
«Да святится Имя Твоё»- ничего не просить, прежде восславления Отца Небесного. Кроме того, святитель замечает, что называя Бога Отцом, мы не только выражаем надежду на благодеяния Божии, но и обязуемся жить так, чтобы не оказаться недостойными этих даров.
«Да святится» значит – да прославится. Бог имеет собственную славу, исполненную всякого величия и никогда неизменяемую. Но Спаситель повелевает молящемуся просить, чтобы Бог славился и нашей жизнью. Об этом Он и прежде сказал: «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». … Сподоби нас, – как бы так учит нас молиться Спаситель, так чисто жить, чтобы через нас все Тебя славили. Перед всеми являть жизнь неукоризненную, чтобы каждый из видящих ее возносил хвалу Владыке, – это есть признак совершенной мудрости.
«Да приидет царствие Твое» - этими словами мы показываем, что не привязываемся к земной жизни, к земным благам, но стремимся к Отцу.
«да будет воля Твоя и на земле, как на небе» - но живя здесь, на земле, мы должны стараться вести такую жизнь, которая приближает нас к небу. Мы должны стараться саму землю сделать небом.
«Хлеб наш насущный дай нам на сей день». Что такое «хлеб насущный»? Повседневный.
Смотри, однако, как и в телесном много духовного! Спаситель повелел молиться не о богатстве, не об удовольствиях, не о многоценных одеждах, не о другом чем-либо подобном, но только о хлебе, и притом о хлебе повседневном, так чтобы нам не заботиться о завтрашнем, почему и присовокупил: «хлеб насущный», т. е. повседневный. Даже и этим словом не удовлетворился, но присовокупил вслед затем и другое: «дай нам на сей день», чтобы нам не сокрушать себя заботой о наступающем дне. В самом деле, если ты не знаешь, увидишь ли завтрашний день, то для чего беспокоишь себя заботой о нем? Это Спаситель заповедал и далее затем в Своей проповеди: «не заботьтесь», говорит, «о завтрашнем дне» (Матф. 6:34). Он хочет, чтобы мы всегда были препоясаны и окрылены верой, и не более уступали природе, чем, сколько требует от нас необходимая нужда.
«и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» - Христос не только повелевает нам просить об отпущении грехов наших, но и учит нас, как получить это прощение.
Напоминанием о грехах Он внушает нам смирение; повелением отпускать другим уничтожает в нас злопамятство; а обещанием за это и нам прощения утверждает в нас благие надежды и научает нас размышлять о неизреченном человеколюбии Божьем.
В самую первую очередь мы осуждаем себя сами, поскольку неоднократно в Евангелии Спаситель говорит нам о том, что будет судить нас с тем судом, каким мы сами судим других людей.
«И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» - святой Иоанн считает, что здесь Спаситель показывает нам наша ничтожество и низлагает нашу гордость. И повелевает не избегать подвигов, но и не стремиться к ним. То есть не бороться с искушениями, которых нет в нас. Лукавым же Господь называет дьявола, повелевая непрестанно сражаться с ним. Очень тонко святитель описывает, как нужно вести эту войну:
Спаситель не сказал: «избави нас» от лукавых, но: от "лукавого", и тем самым научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против дьявола, как виновника всех зол. Напоминанием о враге сделавши нас более осторожными и пресекая всякую беспечность нашу, Он воодушевляет нас далее, представляя нам того Царя, под властью Которого мы воинствуем, и показывая, что Он могущественнее всех. «Ибо Твое есть», говорит Спаситель, «царство и сила и слава». Итак, если Его царство, то не должно никого бояться, так как никто Ему не сопротивляется и никто не разделяет с Ним власти. Когда Спаситель сказал: «Твое есть царство», то показывает, что и тот враг наш подчинен Богу, хотя, по-видимому, еще и сопротивляется, по попущению Божьему.
Итак, святой Иоанн Златоуст считает, что в молитве «Отче наш» Спаситель учит нас почитать Бога, как Отца, как Царя, молиться не столько за себя, как за всех людей и враждовать не с ними, а с дьяволом как с источником всякого зла.
Храни вас Бог!