ЛОДЖИИ РАФАЭЛЯ: БИБЛИЯ НА ПОТОЛКЕ
Пожалуй, самый необычный зал Большого Эрмитажа. Своим возникновением лоджии Рафаэля обязаны... императорской депрессии. Осенью 1778 года Екатерина Вторая была не в духе. Императрица сильно простудилась и была очень плоха. Настроение портил и пейзаж за окном.
Ради развлечения государыня взяла в руки альбом с раскрашенными гравюрами. Это были изображения галереи дворца Папы в Ватикане: на стенах - ковер из орнамента, на сводах - сцены из Ветхого и Нового Завета. Все фрески по рисункам самого Рафаэля выполнили его ученики и помощники.
- Немедленно скопировать в натуральную величину эти своды, а также стены, - велела императрица. - И я даю обет святому Рафаэлю во что бы то ни стало выстроить эти лоджии и поместить в них копии. Так как непременно нужно, чтобы я видела, каковы они.
Папа Римский дал добро, и художники под управлением австрийского живописца Христофора Унтерпергера приступили к копированию. Закипела работа и в Петербурге: для возведения корпуса лоджий в столицу вызвали архитектора Джакомо Кваренги. Перед отъездом из Италии он специально обмерил оригинал.
Строительство началось в 1783 году. Вся Европа шушукалась: русская царица хочет посмотреть на лоджии, но ехать к ним - дело не царское, так что сами лоджии должны приехать к ней.
Все работы завершили в 1792-м. Однако точного соответствия ватиканским лоджиям не вышло: вместо оконных проемов повесили зеркала, рельефы имитировали искусной живописью. А в центральном своде поместили двуглавого орла с шифром Екатерины.
От внешнего облика корпуса лоджий не осталось ничего: его разобрали в середине XIX века при строительстве Нового Эрмитажа. Но сами лоджии остались прежними. И по сей день, как писала Екатерина, «чем больше смотришь, тем больше хочется их видеть».