Опытный Скотт Фрэнк — автор знаменитого сериала от Netflix "Ход Королевы" может многому научить сценаристов.
Скотт Фрэнк был плодовитым и культовым голливудским сценаристом с 1990-х годов. Он написал сценарии к фильмам и сериалам:
- Маленький человек Тейт // Little Man Tate
- Умереть заново // Dead Again
- Готова на всё // Malice
- Пленники небес // Heaven’s Prisoners
- Достать коротышку // Get Shorty
- Вне поля зрения // Out of Sight
- Особое мнение // Minority Report
- Переводчица // The Interpreter
- Обман (режиссёр и сценарист) // The Lookout
- Марли и я // Marley & Me
- Росомаха: Бессмертный // The Wolverine
- Прогулка среди могил (также режиссёр) // Walk Among the Tombstones
- Логан // Logan
- Забытые Богом (также режиссёр) // Godless
- Ход королевы (шоураннер, режиссёр, сценарист)
Его фильмы неоднократно номинировались на премию "Оскар" и Премию Гильдии Сценаристов. Фильм "Вне поля зрения" получил Премию Гильдии сценаристов за Лучший адаптированный сценарий, а его режиссёрский дебют "Обман" получил премию Independent Spirit Award за лучший первый полнометражный фильм.
"Забытые Богом" был номинирован на Премию Гильдии Режиссёров за лучшую режиссуру в телефильме или минисериале и Премию Гильдии Сценаристов за лучший сценарий в телефильме или минисериале.
Его новый мини-сериал на Netflix, "Ход Королевы" достиг отметки в 62 миллионов просмотров за первые 28 дней, что сделало его самым популярным мини-сериалом за всю историю сервиса. Он также имеет рейтинг 99% на сайте-агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes.
Мы извлекаем семь лучших идей и советов для сценаристов из двух видеоинтервью с ним, а затем добавляем наши собственные выводы, которые получили из работ Скотта Фрэнка.
1. Умерьте свои ожидания
"Есть вещи, над которыми вы работаете и которые, по вашему мнению, окажутся действительно классными. Ты думаешь, что это будет крупная сделка, а затем оказываешься ни с чем… А есть и другие проекты, которые вы делаете просто потому, что должны, и у вас нет никаких ожиданий и они выстреливают.
В случае с "Вне поля зрения" я написал сценарий, потому что у нас было трое детей, которые спали в одной комнате, и мне нужна была работа, чтобы купить дом в Пасадене. "Ход Королевы" был книгой, которую я просто обожал. И я не думал, что кто-то сделает это, и я был потрясен тем, что Netflix был "достаточно глуп", чтобы заказать сериал.“
Ожидания не имеют значения. В вашей карьере сценариста будут те проекты, которые вы считаете верными — и они никуда не пойдут. Также, будут те сценарии, на которые вы не рассчитываете, но они станут спасением для вас и вашей карьеры.
Конечно, у Фрэнка есть много голливудских работ, чтобы запустить в производство мини-сериал, такой как "Ход Королевы" (который он также снял). Но дело в том, что ожидания, которые вы связываете со своими сценариями, не имеют значения. Просто напишите. И сделайте это хорошо. Всё остальное решится само собой.
Завышенные ожидания могут вас погубить. Нужно держать эти ожидания под контролем и просто сосредоточиться на написании того, что поможет вам в долгосрочной перспективе.
2. Поработайте над эмоциональной развязкой
"Добавьте эмоциональную кульминацию в конце, потому что это то, чего мы действительно хотим. Это не то, что просто шокирует зрителя. Это что-то очень эмоциональное. Вы не можете просто сказать: "здесь вы будете испытывать сильные эмоции". Вы сами должны это почувствовать. Есть разница между тем, что аудитория считывает и должна чувствовать, и тем, что она на самом деле испытывает.”
Катарсис - это величайшее достижение, которое сценарист может достичь в своих сценариях. Когда сценарий может заставить читателя или потенциального зрителя выйти из чтения/просмотра эмоционально взволнованным - это признак мастерства.
Недостаточно просто предположить то, что должно быть эмоциональным моментом. Вы должны написать сценарий таким образом, чтобы читатель и аудитория могли прочувствовать эти эмоции через переживание. Люди видят мир через ваших персонажей и их переживания, поэтому вам нужно исследовать эмоции персонажей и то, почему они испытывают себя так или иначе, имея дело с конфликтом истории.
3. Сценарист должен вывернуть себя
"Рассказывание историй... это дело чутья."
Есть так много всего, что вы можете узнать у других, чтобы понять как вам написать эффектную кинематографическую историю. Но никто не может научить вас этому. Вы не можете узнать суть сценария из книг, семинаров, отзывов коллег и интервью с успешными сценаристами. Вам нужно оттачивать своё мастерство и доверять своему чутью рассказчика.
Да, внешние источники могут дать вам инструменты, вдохновение и путь к успеху. Но, в конце концов, дело только в вас, в пустой странице и в вашей интуиции. Доверьтесь ей. Доберитесь до того момента, когда вам не нужно будет обращаться к другим. Изучите основы. Изучите общие рекомендации и ожидания. Смотрите и анализируйте фильмы и телешоу, которые вас удивляют. Доверьтесь своей интуиции.
4. Все персонажи должны быть в "серой зоне"
“Каждый персонаж должен быть в "серой зоне". Не все идеальны. Не все абсолютно плохие. И я думаю, что это очень важно. Ваш [главный герой] должен быть сложным, и ваш антагонист должен быть сложным.”
Многие сценаристы, кажется, борются с тем, как создать убедительных персонажей. На самом деле это не так уж и сложно. Дайте вашему "герою" недостатки. Вот где "Ход Королевы" работает так хорошо.
Главная героиня совершенно испорчена на протяжении каждого эпизода. Иногда, она сама себе злейший враг. Она борется с зависимостью и психологическими недостатками из-за своего прошлого. Она не связывает себя обязательствами с мужчинами, с которыми встречается. Она не желает менять свои вредные привычки, чтобы кому-то понравиться.
И всё же она делает удивительные вещи. Она хороший человек. Она борется в мире, где доминируют мужчины. И при этом она умудряется игнорировать все шансы на исправление. Она испорчена — что делает её неотразимым персонажем для наблюдения.
5. Горе/гнев/пьянство в сценариях быстро надоедают
"Есть три вещи, которые быстро надоедают: горе, гнев и пьянство. Это происходит очень быстро. Наблюдая, как люди слишком долго скорбят, ты говоришь: "ладно, хватит". Наблюдая, как люди слишком долго злятся, ты говоришь: "ладно, хватит". И наблюдая, как люди просто накуриваются, или пьют, или что-то ещё, снова и снова, ты говоришь: "ладно, я понял. Я всё понял.”
Фрэнк указывает на то, что сценаристы используют эти вещи как костыль в своих сценариях. Они думают, что горе, гнев и пьянство равны глубине характера. Это не так. Глубина исходит от чего-то реального. Она должна исходить от искалеченных (внутри) персонажей и того, как они справляются с реальными конфликтами и проблемами, представленными в истории.
Такие вещи, как стыд и чувство вины - реальны. Эти эмоции могут быть вызваны реалистичными конфликтами и проблемами в сценарии. Именно так вы создаёте истинные эмоции и глубину. Горе, гнев и пьянство не могут быть использованы в качестве костылей для глубины характера. Они должны исходить из какой-то внутренней борьбы, с которой имеет дело персонаж.
Бет в "Ходе Королевы" страдает зависимостью, потому что не может найти своё место в этой жизни и борется с "призраками прошлого", когда мать предала её.
6. Любите и переизобретайте стиль, форму и тропы жанра, в котором пишете
“Я пишу в определённом жанре, только потому, что я люблю его. Поэтому я хочу опереться на все тропы. Я хочу опереться на них и принять все клише из этого конкретного жанра. Но попробуйте сделать их по-другому. Попробуйте их как-то раскрутить или использовать по-другому. Или добавьте ещё один элемент или ценность к жанру, которого там нет.”
Жанровые стили, формы, клише и тропы существуют не просто так. Зрители чувствуют себя с ними комфортно. Они могут наслаждаться жанром, несмотря на то, что знают, что будет частью этого опыта.
Секрет в том, чтобы играть в песочнице этого жанра. Используйте инструменты и развлечения. Обновляйте и придавайте новую форму вещам, знакомым зрителям, делая их по-своему. Сделайте их другими. Разберитесь с ними под таким углом, которого раньше не было. Добавьте в смесь что-то особенное, чего вы обычно не ожидаете.
7. Не будьте слишком внимательны и чрезмерно заботливы при адаптации материала
"То, что вы узнаете очень быстро,-это то, что любовь к книге - это обоюдоострый меч в том, что вы склонны в своей адаптации чрезмерно защищать материал. И вы слишком осторожны с ним. И то, что вы в конечном итоге получаете, - это очень тривиальная версия книги вместо фильма.
Вы должны решить, о чём этот фильм для вас? Вам нужно найти свой путь, чтобы понять о чём фильм для вас. В противном случае вы пытаетесь сделать слишком много. И если вы попытаетесь защитить всю книгу, вы не получите результата.”
Вот прекрасный пример. Иногда, когда поклонник защищает тусклую адаптацию книги, он говорит что-то вроде: “Ну, если вы прочитаете книгу, вы поймете это…”
Нет, фильм или сериал - это отдельное произведение. Он имеет право существовать благодаря своим собственным заслугам. И это задача сценариста. Когда вы адаптируете роман, вам нужно найти тип кинематографической истории, которую вы хотите рассказать. Вы не можете достичь этого, не отодвинув в сторону некоторые элементы книги, которые не вписываются в повествование.
Поэтому, когда вы адаптируете книгу к фильму или сериалу, сосредоточьтесь меньше на адаптации каждого аспекта книги и вместо этого сосредоточьтесь на поиске элементов в книге, которые соответствуют тому, что вы пытаетесь сделать в своей адаптации сценария.
Наш сценарный курс
Так же читайте:
101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий
50 клише, которые следует избегать в сценариях
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.