Найти тему
ComDig | Urban Exploration

После распада СССР два космических корабля стали заброшенными. Спустя 24 года мы пришли посмотреть - что с ними стало?

Мировые космические технологии шагнули вперед, а старые проекты - такие, как "Энергия-Буран", остались в истории. Советская программа многоразовой транспортной космической системы "Энергия-Буран", начатая в 1974 году, являлась ответным аналогом американской "Спейс Шатлл". Всего один раз космический корабль "Буран" в беспилотном режиме совершил свой полет в середине ноября 1988 года. Если брать во внимание финансовые затраты на реализацию проекта, то он обошелся бюджету в 14 миллиардов рублей без учета стоимости постройки самого "Бурана" (приблизительно 2 триллиона рублей по курсу 2016 года).

После дорогой попытки успешной реализации проекта - его закрыли и законсервировали в 1993 году. Шли годы, и созданные конструкторами заделы простаивали на одной из площадок космодрома Байконур. Огромный ангар пару десятков лет прятал два космических корабля, которым так и не удалось покорить космос.

В это место не водят экскурсии, и дойти сюда можно только самостоятельно. Несколько десятков километров по казахской степи не останавливают некоторых индустриальных туристов. В этом месте успел побывать много кто, включая и нас. Спустя 24 года мы пришли посмотреть, что стало с этим чудом советской инженерии. Сразу предупреждаю, что будет очень много фотографий, поскольку такому легендарному месту мы уделили особое внимание и отсняли все подробно.

Мы находимся в монтажно-заправочном комплексе и начинаем осмотр с самой высокой точки. Это одна из самых масштабных построек на территории всего космодрома.

На самом верху располагаются огромные кран-балки, обладающие невероятной грузоподъемностью в 400 тонн.

Пыль и грязь покрывают историю, заметая ее следы. А ведь когда-то это помещение было стерильным, и здесь, внутри, не было ни пылинки! Поскольку помещение, где велись серьезные работы с орбитальным кораблем, не должно содержать пыли - в нем искусственным образом создавалось повышенное атмосферное давление. При этом все двери в каждое помещение были абсолютно герметичны.

В 1993 году, массивные ворота комплекса закрылись навсегда, не дав возможности двум орбитальным космическим кораблям вырваться в космос. Высота этих ворот достигает высоты 9-этажного жилого дома.

Несмотря на то, что комплекс полностью заброшен, его неплохо охраняют. Охрана космодрома часто ловила внутри путешественников, приезжающих из разных стран мира. Но ничем плохим поимки не заканчивались. Сотрудники полиции относились лояльно к любителям истории Советского Союза, брали объяснения и вывозили за территорию космодрома.

Спускаемся в самый низ. Оглядываемся по сторонам и приступаем к подробному осмотру кораблей, фотографируем их с разных ракурсов. Мой товарищ увидел открытый лючок, через который можно попасть внутрь космического корабля. Но все оказалось не так просто. Все металлические конструкции, разбросанные вокруг корабля, были невероятной массы, и поднять их человеческой силой было просто нереально. Но всё же мы справились, и про будет отдельная статья.

Корабли полностью осмотрены. На весь процесс перемещения по комплексу у нас ушло более чем 3 часа. Помещение только на фотографиях кажется маленьким. На деле - чтобы осмотреть тут каждое помещение - потребуется значительно больше времени.

На крыше комплекса МЗК.
На крыше комплекса МЗК.

День завершается чашкой кофе на лестничном марше комплекса с шикарным видом на заброшенный стартовый стол и действующие площадки. Очень увлекательная и интересная прогулка в необычном месте с большой историей, которая запомнится нам на всю жизнь.

Автор фотографий: Александр Кулеш.

Спасибо за внимание!

Все наши материалы про найденную заброшенную и действующую технику Вы можете посмотреть в подборке:

Действующая и брошенная техника | ComDig | Urban Exploration | Дзен

Космические корабли
0