Найти тему
Кирилл Вишнепольский

Непривычное Рождество: 4 удивительных предмета на праздничную тему

Оглавление

Рождество — один из самых распространённых сюжетов в мировом (то есть, преимущественно христианском) искусстве: это иконы, картины с канонической символикой, скульптурные композиции. Но не только.

Раковина, в которой есть всё

Раковина, рельефная и сквозная резьба. Россия (?), 1830-е-1860-е гг. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Раковина, рельефная и сквозная резьба. Россия (?), 1830-е-1860-е гг. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В знаменитом «Абердинском бестиарии» (сборнике зоологических статей с иллюстрациями), созданном в 12 веке, написано так: «Когда она [раковина] поднимается со своего места отдыха к поверхности моря, она открывает пасть и впитывает небесную росу, а вокруг сияют солнечные лучи; так внутри камня растет драгоценнейшая жемчужина, рожденная из небесной росы и сияния солнца».

Всё это делает жемчужину символом Христа в чреве Девы Марии, заключает «Бестиарий». А раковину — символом непорочности, веры и тайного знания. Кроме того, в некоторых христианских конфессиях раковина — символ Крещения, ибо из морской раковины Иоанн Предтеча лил воду Иордана на голову Спасителя.

А именно на этой раковине неизвестный резчик изобразил сюжет «Рождество», «Благовещение», «Воскресение» и «Тайная вечеря». Всё хорошее вместе, одним словом.

Критический поднос

Поднос «Происхождение праздника Рождества у разных народов». Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота. Государственный фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова, художница Анна Ефимова, 1932 год. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Поднос «Происхождение праздника Рождества у разных народов». Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота. Государственный фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова, художница Анна Ефимова, 1932 год. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Вчитаемся в надписи на этом антирелигиозном, просветительском кухонном предмете.

«Девственница Майя с младенцем Буддой. Рождество Будды по верованиям индусов считалось за 500 лет до появления рождества у христиан». Всё так, зачатие Сиддхартхи Гаутамы было непорочным: царице Махамайе приснилось, что через ее правый бок в ее чрево вошёл белый слон с шестью белыми бивнями и он нес цветок лотоса.

«Бегство Изиды с Гором... «Я мать царя Гора и никто не поднимал моего платья». Тут художница немного путает, Исида сначала сбежала от Сета, а потом уже родила бога Гора. Но бегство было тоже в Египет (в Нижний из Верхнего). А Гора богиня, по одной из версий, зачала непорочно — от плода дерева судьбы (виноградной лозы).

Мне вот интересно, неужели советские пропагандисты не знали главного правила уголовного следователя: если разные люди рассказывают одну и ту же историю — значит, она верная?

Мария из племени маори

«Младенец (Рождество)», Поль Гоген, 1896 год. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Младенец (Рождество)», Поль Гоген, 1896 год. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Последние годы своей жизни постимпрессионист Поль Гоген провёл в Полинезии — сначала на Таити, потом на островке Хива-Оа. Жизнь полинезийцев, по описанию художника — это «вечный праздник, полное неведение работы, ненужной благодаря щедротам природы. Но также неведение скуки».

Воспитанный в христианской традиции, Гоген воспринимал Океанию как современный Рай, обитатели которого не познали грехопадения. Потому Гоген счёл уместным изобразить в виде библейского сюжета свой собственный. В 1896 году Пахура, 13-летняя жена художника из племени маори, родила Гогену сына — именно эта мадонна с младенцем изображены на картине «Рождество».

Ни на что не намекаю, но закончился этот сюжет плохо. Мальчик через несколько дней умер. Дальнейшая судьба Пахуры неизвестна.

Цвет у Сочельника — синий

Вы посмотрели на эту тарелку и у вас в голове заиграли рождественские мелодии? Нет? Вы не датчанин. Ещё в 1895 году компания из Копенгагена Bing & Grøndahl выпустила первые рождественские тарелки и с тех пор это стало местной традицией: синий цвет, библейские сцены или виды заснеженного Копенгагена, обозначение года.

Поглотившая Bing & Grøndahl компания Royal Copenhagen прилежно продолжает галерею. Надпись Jule Aften («Перед Рождеством»), правда, исчезла. Но тарелки всё так же выпускают ограниченным тиражом, а форму для их производства всё так же разбивают утром 25 декабря.

С праздником, мои дорогие! Счастливого Рождества!