Найти тему
Заметки из Петербурга

Неосуществлённые проекты станций метро Петербурга: Пулково, Народная, Литейный проспект и другие

Оглавление

Какие станции метро планировались в Петербурге, но так и не были построены? Почему отказались от этих планов и собираются ли к ним возвращаться?

Пулково

До аэропорта "Пулково" можно добраться только наземным транспортом по Пулковскому шоссе. Из-за этого время в пути полностью зависит от ситуации на дороге. Разговоры о продлении метро до Пулково начались ещё в 1948 году, но станция так и не попала в генеральные планы. К идее возвращались в 1963 и 1978 годах, но каждый раз проект признавали слишком дорогостоящим.

В последние годы шли обсуждения о создании аэроэкспресса от Витебского вокзала, скоростного трамвая, но идею с метро снова признали самой оптимальной. Самым вероятным вариантом станет продление красной линии за "Проспект Ветеранов". В сентябре 2020 года объявили тендер на строительство участка, стоимость оценили в 37 миллионов рублей.

Проект 1963 года.
Проект 1963 года.

Хрустальная

Можно заметить, что перегон между "Площадью Александра Невского" и "Елизаровской" длиннее стандартного, и это не случайно. Дело в том, что между ними планировалась ещё одна станция - "Хрустальная". Она должна была появиться примерно на перекрёстке улиц Хрустальной и Книпович.

"Хрустальную" должны были открыть в 1970 году, но её строительство так и не началось. Дело в том, что в этом районе не так много жилых домов, а значит станция была бы не востребована. К слову, с тех пор изменилось не так много - это по-прежнему очень немноголюдное место.

Место, где предположительно должна была появиться "Хрустальная".
Место, где предположительно должна была появиться "Хрустальная".

Сад 9 января

Станция "Сад 9 января" была включена в первую очередь красной ветки между "Нарвской" и "Кировским заводом". Она бы располагалась на проспекте Стачек у одноимённого сада. Строительство уже было начато, но прервано из-за войны. В послевоенное время приоритеты сместились: станцию посчитали излишней, а внимание переключили на развитие метро в жилых районах с массовой застройкой. Больше к этой идее не возвращались. Интересно, как могла бы выглядеть ещё одна станция первой очереди?

Станция "Нарвская".
Станция "Нарвская".

Народная

"Народную" можно найти в проектах с 1980-х до конца 1990-х годов. Она должна была стать конечной четвёртой линии, следующей за "Улицей Дыбенко". Строительство началось в 80-х, а вестибюль планировался примерно на месте нынешней парковки "МЕГИ" - фактически на территории Ленинградской области. Однако для завершения строительства не хватало финансирования, а позже приоритет сместился на внутригородские станции.

После активного строительства жилых кварталов в Кудрово, к идее вернулись. В 2013 году был даже объявлен конкурс, но дальнейшее развитие заморозили из-за слишком высокой стоимости.

Из-за транспортных проблем необходимость в станции снова назрела. Теперь её проектное название "Кудрово", а открытие ориентировочно запланировано на 2025 год, но пока строительство даже не начато.

1996 год
1996 год

Литейный проспект

Станция "Литейный проспект" планировалась между "Гостиным двором" и "Маяковской" на зелёной линии, но до выбора места вестибюля так и не дошло. В 1960-е от неё отказались, так как посчитали, что достаточно "Площади Восстания" и "Чернышевской". Интересно, была бы востребована она сейчас?

-5

Кольцевая линия

Необходимость в кольцевой линии очевидна практически всем горожанам: все пересадки сейчас расположены в центре. Интересно, что о такой линии говорили ещё с 1950-х годов, менялись лишь планируемые пересадочные узлы.

Но некоторые станции строились сразу с расчётом на включение в кольцевую линию. Например, двухъярусная "Спортивная", рассчитанная сразу на две линии.

Такими должны были быть и "Театральная", "Броневая", "Полюстровский проспект", "Двинская" - все станции, которые так и не были построены и пока только планируются. Некоторые из них уже попадали на официальную схему метрополитена, но несколько лет назад исчезли из-за сорванных сроков строительства.

-6

В посте перечислены далеко не все планировавшиеся станции метро, а несколько интересных примеров. Смотреть старые планы по развитию метро очень любопытно: некоторые станции изменили свои названия (подробнее: Заневская, Взморье, Витебская: как должны были называться станции петербургского метро?), некоторые - местоположение, а некоторые навсегда остались лишь в планах.

Нужны ли были эти станции? Стоит ли возвращаться к вышеперечисленным проектам?

Спасибо, что читаете, и подписывайтесь на канал, чтобы видеть больше историй и обсуждений.