Найти тему
Петр Власов

Немецкий линкор «Шарнхорст» (2): братья-разбойники

Все иллюстрации - из открытых источников
Все иллюстрации - из открытых источников

«Близнецы» вступают в бой

«Шарнхорст» постоянно действовал в паре со своим «братом-близнецом» «Гнейзенау». В ноябре 1939 года эти «два больших дядьки» поймали между Исландией и Фарерами английский вооруженный транспорт «Рэвэлпинди» (другие источники называют этот бывший пассажирский лайнер вспомогательным крейсером) и безжалостно расстреляли его, пустив на дно. При этом «невезучий» «Шарнхорст» умудрился «схлопотать» от почти беззащитного, погибавшего «Рэвэлпинди» попадание снаряда; корабль получил повреждения, осколками было ранено несколько членов экипажа. Но еще большие повреждения линкор получил от штормовых волн - при возвращении на базу.

...
...

Однотипные линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» были братьями-близнецами, отличавшимися друг от друга лишь незначительными деталями. Так, на «Шарнхорсте» после «расстрела» собственного самолетного ангара его перестроили, а заодно перенесли грот-мачту с пунктами управления стрельбой с трубы, обдававшей их дымом, назад, за ангар. На «Гнейзенау» до начала боевых действий этого сделать не успели, а потом стало не до таких «мелочей»...

Весной 1940 «Шарнхорст» и «Гнейзенау» приняли участие в операции «Везерюбунг», обеспечивая вторжение германских войск в Норвегию. В ходе этой операции «близнецы» столкнулись 9 апреля 1940 года с устаревшим британским линейным крейсером «Ринаун», вступившим в строй еще в 1-ю мировую войну. Казалось бы, вот она, удача: 18 орудий главного калибра против 6, пусть и более крупных; к тому же скорость у противника ниже. «Не уйти британцу от тевтонского возмездия!»… Но вышло все иначе. В утренней мгле с 11-километровой дистанции противники по показаниям радаров стали засыпать друг друга снарядами. Особо в этой перестрелке старался «Шарнхорст» - за 2 часа боя он выпустил около 200 снарядов («Гнейзенау» - всего 68). Но то ли из-за неисправного радара, то ли из-за плохо обученных артиллеристов все эти тонны металла бездарно ушли в воду – «Шарнхорст» не добился ни одного попадания во врага. А вот «Гнейзенау» вогнал два снаряда в «Ринаун», но и сам получил от англичанина столько же ударов, потеряв 6 человек убитыми и 9 ранеными. И тут, «схлопотав по сусалам», германцы вдруг «вспомнили», что рядом с «Ринауном» могут бродить эсминцы из его сопровождения, и вполне вероятна их атака на «близнецов». А если они атакуют, то обязательно-обязательно перетопят доблестных тевтонцев, и десятки немецких пушек среднего калибра, что понатыканы на палубах «Шарнхорста» и «Гнейзенау», ну никак не смогут отогнать «джентльменов»… Короче, у германцев «от страха стали глаза велики». И бронированные «братья», как нашкодившие хулиганы, бросились наутёк. Да так лихо «гансы» улепетывали от старичка-британца на север, что неожиданно для себя влетели в штормовую зону. От напряженного «бега» на «Шарнхорсте» поломался правый двигатель, а удары волн вывели из строя носовую башню - вода попала внутрь бронированной коробки и вызвала замыкание электропроводки подачи снарядов (такую же поломку получил и «Гнейзенау», у которого обычно волны меньше заливали палубу – видимо, шторм действительно был сильным). Удивительно, но дважды простреленный пенсионер-британец бросился в погоню за удиравшими «молодыми хлопчиками» (двое от одного бегут!); однако, хоть и «хромая», немцы все же оторвались от настырного англичанина, и сбежали от него аж в Северный Ледовитый океан, где и отсиживались три дня, прежде чем решиться вернуться в зону боевых действий

Британский линейный крейсер «Ринаун» - старичок, загнавший «доблестных тевтонцев»  туда, «где Макар телят не пас»
Британский линейный крейсер «Ринаун» - старичок, загнавший «доблестных тевтонцев» туда, «где Макар телят не пас»

«Близнецам» повезло через месяц, когда 8 июня 1940 года только что завершившие ремонт «Шарнхорст» и «Гнейзенау» вновь стали шляться у берегов Норвегии. В районе острова Ян-Майен на них выскочил британский авианосец «Глориес», сопровождавшийся эсминцами «Ардент» и «Акаста». «Глориес» эвакуировал из Норвегии британские эскадрильи, и потому его палуба была забита сухопутными истребителями, а штатные торпедоносцы «Суордфиш» со сложенными крыльями покоились во внутренних ангарах. Так что отбиваться авианосцу было нечем. «Глориес» попытался уйти, а эсминцы, выполняя свой долг кораблей охранения, бросились на врага. Британцы до конца выполнили этот долг: прикрывая «Глориес» дымовыми завесами, они выпустили по немцам все имевшиеся торпеды и геройски погибли под градом снарядов «Шарнхорста» и «Гнейзенау». Правда, их геройство ситуацию не изменило: линкоры уклонились почти от всех торпед. Лишь последняя торпеда с «Акасты» все же попала в цель (не буду предлагать «угадать с трех раз», в кого она попала; конечно же – в «невезучий» «Шарнхорст»). А поставленная эсминцами дымовая завеса не спасла авианосец: немцы остановили «Глориес» снарядами, выпущенными по показаниям радаров, затем сблизились с беззащитным подбитым кораблем и расстреляли его почти в упор. Правда, торпеда, всаженная «Акастой» в «Шарнхорст», все же нанесла линкору серьезные повреждения: было разорвано несколько переборок и поврежден левый гребной вал; оказались затопленными около 30 отсеков, из-за чего перестала действовать кормовая башня; погибло 48 моряков. Из-за этого с трудом добравшемуся до Киля «Шарнхорсту» пришлось встать на ремонт, который продолжался целых семь месяцев.

-4

В конце декабря 1940 «Шарнхорст» и «Гнейзенау» попытались прорваться сквозь британскую блокаду, чтобы выйти на североатлантические торговые пути. Но в Северном море «близнецы» опять вляпались в шторм, да такой, что на обоих кораблях их и без того не лучшие носы едва не разбило «всмятку»; правда, на этот раз больше досталось «Гнейзенау», на котором форштевень чуть полностью не своротило набок. В результате так и не добравшиеся до линии блокады, «тевтонские терминаторы» печально поплелись назад – становиться на очередной ремонт…

Вновь «близнецы» вышли в боевой поход в середине января 1941 года. На этот раз им удалось миновать британскую блокаду и выйти в Атлантику (хотя немцы были дважды замечены британскими «сторожевиками», крупные корабли их так и не сумели перехватить). Утром 6 февраля «братья» встретили вражеский торговый конвой, но не осмелились его атаковать. «Транспортников» сопровождал старенький линкор «Рамилес», а немцы еще хорошо помнили «увесистые плюхи», полученные ими от другого британского «пенсионера» - линкора «Ринаун». Проболтавшись по морям еще полмесяца, «близнецы» 22 февраля нашли, наконец-то, конвой без «пенсионерного» сопровождения! И радостно принялись расстреливать разбегающихся в разные стороны беззащитных «пузатых купцов». В этом древнем пиратском ремесле показал себя более способным «Гнейзенау», утопивший четыре транспортных судна, пока «Шарнхорст» медленно расправлялся с одиноким танкером «Ластрес». Весь последующий месяц новоиспеченные корсары занимались тем же: бегали от конвоев, в составе которых шли боевые корабли, и вели себя, как лисы в курятнике, нарвавшись на транспортники без боевого сопровождения. Но внезапно этому «избиению младенцев» положил конец скромный фруктовоз «Чилиан Рифтер». Этот «купец» оказался отчаянным храбрецом, решившим дорого продать свою жизнь. Сначала он пытался оторваться от противника, на бегу очень умело уклоняясь от летящих в него снарядов. При этом «Рифтер» забивал эфир звоном «морзянки»: «Всем британским боевым кораблям! Здесь линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау»! А когда стало ясно, что от скоростных «гансов» ему не уйти, «Чилиан Рифтер» развернулся, и пошел на линкоры в атаку! Ошарашенные отвагой простого транспортного судна, немцы решили, что «это Ж-Ж-Ж не просто так». Командирам линкоров померещилось, что этот «купец» - как минимум вспомогательный крейсер! Наверное, с перепугу они приняли пальбу пары пушчонок фруктовоза за гром канонады целой орудийной батареи. И два огромных бронированных «терминатора»… побежали от транспортника! Увеличив «для безопасности» дистанцию, они издалека обрушили на «Чилиан Рифтер» лавину стали, потратив на потопление одинокого отважного «купца» снарядов больше, чем истратили за весь свой двухмесячный пиратский рейд!

Но геройская гибель «Чилиана Рифтера» не была напрасной: в район действия «близнецов» со всех сторон устремились британские боевые корабли, и «братьям» пришлось спешно «сворачивать» свою пиратскую деятельность. Сообразив, что их вот-вот «накроют», «Шарнхорст» и «Гнейзенау» бросились «со всех ног» в ближайший немецкий порт. Чудом избежав перехвата (германские корабли были обнаружены британским разведывательным самолетом уже на подходе к Бресту), «близнецы» скрылись от преследования на своей базе и радостно отрапортовали начальству о результатах рейда: 22 потопленных и захваченных вражеских судна (14 на счету «Гнейзенау» и 8 – на счету «Шарнхорста»).

Пиратский рейд «близнецов» и места потопления ими транспортных судов противника
Пиратский рейд «близнецов» и места потопления ими транспортных судов противника

Главное в профессии пирата – вовремя «смыться»

-6

На этом боевая деятельность «близнецов» в 1941 году и закончилась. Вплоть до февраля 1942 «терминаторы» опасались «свой нос из порта высунуть» - знали, что британцы знают, что линкоры в Бресте. А значит – только и ждут, когда немцы попытаются выйти из-под защиты береговых батарей, чтобы перетопить «братьев». Англичане же тоже знали, что немцы знают, что они знают, где линкоры, и потому в море не сунутся. И в течение всего года засыпали Брестский порт тысячами бомб и торпед с самолетов, стремясь утопить «близнецов» прямо в базе. И бомбили не безуспешно: несмотря на сильный зенитный заслон и скрывавшие их камуфляжные сети, линкоры не раз получали мощные попадания, после которых их экипажи отчаянно боролись за живучесть своих кораблей, а потом месяцами ремонтировали повреждения. В конце концов, германские адмиралы решили убрать линкоры из порта, находившегося в зоне досягаемости даже средних британских бомбардировщиков, тем более, что после вступления в войну США дальнейшие пиратские рейды в Атлантике становились слишком рискованными. И, наспех подлатав очередные повреждения, «Шарнхорст», «Гнейзенау» и крейсер «Принц Ойген» поздним вечером 11 февраля 1942 года вышли из порта, взяв курс на Ла-Манш. Так началась одна из самых дерзких операций Второй мировой войны. На максимальной скорости, сопровождаемые отрядом эсминцев, «близнецы» и «Принц» пробежали вдоль северо-западного французского побережья и вскоре после полуночи вошли в Канал, оказавшись в зоне действия британских радаров, буквально «на расстоянии броска копья» от английского побережья. Для обеспечения прорыва над кораблями на уровне верхушек их мачт кружились немецкие самолеты, сбрасывавшие отражатели из фольги, которые «забивали» засветками экраны радаров противника. Так же на максимальной скорости отряд несся всю ночь и все утро вдоль британского берега. В 13 часов 12 февраля германские линкоры миновали Дувр, и только после этого спохватившиеся британцы бросили на немецкий отряд свою авиацию.

Прорыв германской эскадры через пролив Ла-Манш 11-12.02.1942 г.
Прорыв германской эскадры через пролив Ла-Манш 11-12.02.1942 г.

Все атаки британских торпедоносцев были отражены немецкими истребителями и зенитным огнем кораблей с огромным уроном для противника. Тем не менее, и в этот раз «Шарнхорсту» вновь представился случай подтвердить свою репутацию «хронического неудачника». Успешно уклонившись от вражеских торпед, он наскочил на подводную мину и потерял ход – в самый ответственный момент прорыва! В результате «Шарнхорст» отстал от своей эскадры и пропустил артиллерийскую схватку немецких кораблей с отрядом британских эсминцев. Правда, это абсолютно не значит, что линкор «прохлаждался в тишине и спокойствии» - он отбивался от навалившихся на него бомбардировщиков и торпедоносцев так, что стволы его зениток раскалились докрасна, а у одной пушки ствол даже разорвало! После частичного исправления наиболее важных повреждений линкор продолжить путь, теперь уже в относительной безопасности: британцы все свои силы бросали против ушедшего вперед германского отряда, стремясь его остановить. В боевом «запале» они просто забыли о еле плетущемся позади одиночном поврежденном линкоре, который вполне могли бы потопить. Тем не менее, неудачи «Шарнхорста» на этом не закончились. Уже у побережья Голландии он опять наскочил на подводную мину, получив вторую пробоину. Однако линкор вновь удержался на плаву (все-таки, немцы строили очень живучие корабли!), и утром 13 февраля с трудом «вполз» в гавань Вильгельмсхафена.

Таким образом, вся немецкая эскадра, базировавшаяся ранее на регулярно засыпавшийся бомбами французский Брест, успешно прорвалась в германские порты, нанеся при этом противнику ощутимые потери (немецкими истребителями и корабельными зенитками было сбито более 40 британских самолетов и тяжело поврежден эсминец). Однако уже 27 февраля англичанам удалось отомстить немцам за поражение. В тот день при налете на Киль дальних бомбардировщиков они сумели вогнать 454-кг бомбу в линкор «Гнейзенау». Взрыв фактически сорвал носовую башню корабля и выжег все отсеки под ней. Повреждения были очень серьезны. Практически, «Гнейзенау» был полностью выведен из строя: по подсчетам судостроителей ремонт должен был занять не менее двух лет! Так как линкор уже надолго не представлял боевой ценности, в июле 1942 почти весь его экипаж перевели на другие корабли. А тут еще взбешенный неудачами германского флота Гитлер в начале 1943 года приказал пустить на слом все линкоры и крейсера Кригсмарине. И в феврале 1943 «Гнейзенау» окончательно разоружили, превратив его в никому не нужный блокшив. На этом боевая карьера одного из «близнецов» и завершилась…

Разбитый и разоруженный «Гнейзенау». Снимок 1946 г.
Разбитый и разоруженный «Гнейзенау». Снимок 1946 г.

Немецкий линкор «Шарнхорст» (1): рождение неудачника

Немецкий линкор «Шарнхорст» (3): накануне финала

Немецкий линкор «Шарнхорст» (4): конец неудачника

Если вас заинтересовала эта статья, просигнальте мне «лайком». И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие статьи…