Предыдущие части: Потерянная, Быть, Письмо из вестибюля, Побег, Дорожные думы, Сердце не на месте
Следующая часть: Венеция
Из дневника Альбы Дроссельмейер, 3/V/19..
"На прошлой станции в купе вошёл пожилой господин. Я дремала, и грохот двери, скрип его чемоданов и громкий смех какой-то остроте вагоновожатого разбудили меня.
-Прекрасная фройлян путешествует в одиночестве! - сказал он мне по-немецки. Очевидно, он распознал во мне немку с первого взгляда, что не так-то просто, и оттого заговорил столь настойчиво и уверенно.
-Нет! - отчего-то вырвалось у меня. Наверное, захотелось спастись от его общества. Человека, который будит спящего стоит остерегаться. А будящего не нарочно - вдвойне.
-Простите моё любопытство, милая фройлян - с кем же вы изволите путешествовать?
Я не нашлась, что ему ответить: вру я погано, а говорить правду... не всегда полезно это делать. Поэтому я просто попросила своё лицо улыбнуться моему попутчику. Он тоже улыбнулся... в целом, не так уж и плохо.
Попутчика моего звали мсье де Вард. Это был высокий и чрезвычайно тучный человек, с чёрной масти усами, расползшимися по всей нижней части лица, как это бывает у цыган. Де Вард путешествовал по Европе - был в Вене, Будапеште, Стамбуле... а теперь вот направлялся, как он сам говорил, "к Южной Жемчужине" - в Венецию.
Боже, неужели мне придётся терпеть его до самого конца пути?..
Мсье де Варду было 54 года, он был отпрыском древнего рода, идущего от какой-то побочной ветви Меровингов. По крайней мере, об этом гласят семейные легенды, а также древний гобелен, висящий в каминной зале фамильного гнезда де Вардов в Брасьё. Окончив курс в Сорбонне, молодой Анри де Вард - это полное имя моего попутчика - некоторое время был на государственной службе при Министерстве финансов. Однако вскоре ему пришлось бежать - события 71-го года плохо сказались на его здоровье.
Именно тогда он приобрёл страсть к путешествиям. Дома, в Брасьё, мсье де Вард бывает от силы месяц через год - всё остальное время он шествует по миру, как он сказал, "подобно Вечному Жиду с нищей торбёнкой за плечами". Тут он расхохотался, ведь только в купе с ним ехало четыре чемодана с вещами...
Как странно иной раз фатум сводит нас с людьми... И нет бы ему свести нас с особью, подобной нам самим. Подсели ко мне Создатель Земли и Неба человека такого же молчаливого, такого же тихого, как и я сама, быть может, мне было бы проще пережить оставшееся время поездки.
Я слышала, что люди, много где бывавшие и много узнавшие на своём веку, отличаются степенностью и мудростью. И либо мсье де Вард всю жизнь путешествовал с завязанными глазами, либо за всё время странствий не разу не задумался, зачем он, собственно, это делает.
Никакой степенности и мудрости в моём попутчике не было и следа. Он говорил без умолку, смеялся невпопад, просил то шампанского, то чаю, а то заказывал ужин, да ещё и на два дня вперёд. Ещё не закончив толковать об одном предмете, он переходил на другой.
И не так страшно, что он никак не мог замолчать, как то, что именно он говорил: на собственные вопросы о выращивании винограда он отвечал длинными пространными речами о женском вопросе. Терпеть не могу, когда о женском вопросе рассуждают в присутствии женщин.
Но я не в силах злиться на него - даже тогда, когда он говорит: "Но вам этого понять не дано". Ведь всю мою жизнь судьба, по какой-то нелепой прихоти сводила меня с людьми, не способными меня понять. Я любила их или очень старалась полюбить, но глухая стена непонимания всегда разделяла нас, и ни одна катапульта, ни один таран или иное стенобитное орудие древности не могло бы её разрушить.
Мой брат всегда считал меня несмышлёной девицей, витающей в облаках. Что ж, наверное, я такая и есть. Но разве это повод унижать меня? Разве это повод мучать меня законом божьим, как гимназиста, запрещать пользоваться пудрой и помадами, а потом самолично мне всё это покупать, чтобы подороже сторговать своим алчным до юных тел должникам? Разве должно прятать меня ото всех, как невесту, в комнатах за работой, а потом удивляться и даже злиться на мою фосфорическую бледность, на мою худобу?..
А Олег? Разве он, с его дурным поэтизмом, с его затхлым талантишкой рифмоплёта мог понять меня, когда я жаловалась ему? Он приводил мне примеры из истории и литературы, говорил, что и Офелии надлежало терпеть, и она бы, наверное, терпела... вот только мне от этого не легче. Ни разу он не обнял меня, когда мне того хотелось. Ни разу не сказал ласкового слова - без поэзии, без чопорного символизма.
Боже, если ты есть, а я уверена, что есть! Молю тебя, избавь меня от всякого людского общества! Обрати меня в пыль земную! Изуродуй меня, как изуродовал ты Святого Христофора... сделай меня снова потерянной...
Вагоновожатый сказал, что мы пересечём границу Италии уже через несколько часов. А я и рада, и не рада... какая разница, где быть. Важнее с кем... лучше уж ни с кем.
-Вы составите мне компанию? - спросил меня мсье де Вард. Он отвлёк меня от этих записок.
-Простите?
-Я собираюсь по ужинать. Было бы просто неуважительно пересечь границу Римской Империи голодным! - и он снова расхохотался.
-Спасибо, мсье... может, позже...
-Что же, фройлян, в другой раз!
Да, пожалуй, в другой... пожалуй, никогда..."
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!..
Понравилась статья? Поддержи канал донатом! Донаты поддерживают выход новых материалов!
Если вам понравился материал,приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.А ещё вы можете стать доном моего сообщества и получать эксклюзивный контент - для этого переходите СЮДА!
Новая статья выйдет уже очень скоро!
А потому - не прощаюсь!..