Найти в Дзене

История ФК «Зенит». 1967 год. Как власти спасали команду от вылета в низшую лигу

МУТНОЕ ВРЕМЯ

А в «Зените» дела шли все хуже и хуже. Собственно говоря, деградировал весь ленинградский футбол. Если в 20-е годы команды из города на Неве являлись законодателями мод, то в послевоенное время так уже никто не считал. Одна за другой представляющие Ленинград футбольные дружины «растворялись» в бескрайних просторах класса «Б» либо вовсе (как «Трудовые резервы» и «Адмиралтеец») уходили в небытие. Провалы в соревнованиях были следствием глубокого системного кризиса, охватившего все городское футбольное хозяйство.

В сезоне 1963 года под руководством Евгения Елисеева «Зенит» занял довольно высокое для себя шестое место, но вскоре стремительно пошел вниз. На следующий год — 11-е место, в 1965-м — 9-е, в 1966-м — 16-е. Елисеева сменил знаменитый ленинградский футболист Валентин Федоров, затем у руля команды встал Аркадий Алов. Но эти меры, так же как и попытка привести команду в чувство массовым отчислением ряда игроков (Завидонов, Дергачев, Совейко, Рязанов, Васильев), желаемого результата не дали. Видя полное безразличие к команде руководства города, футболисты «Зенита» играли безвольно и бесстрастно, почти в каждом матче отбывая номер. Упрека в пассивности нельзя было адресовать лишь Василию Данилову да Павлу Садырину, но двое в поле не воины...

Василий Данилов (слева) и великий Гарринча
Василий Данилов (слева) и великий Гарринча

Наступил 1967 год — год 50-летия, как тогда говорили, Великого Октября. Чемпионат страны-67 по вполне понятным причинам был для «Зенита» особенным: провести его слабо команда города — колыбели революции не имела морального права. Но для успешной игры требуются мастерство и сплоченность коллектива, а этим-то в «Зените» на протяжении нескольких последних лет даже и не пахло.

Ленинградцы твердо шли на вылет. К концу октября замыкавшие таблицу «товарищи по несчастью» — «Зенит» и одесский «Черноморец» набрали по 20 очков, но украинская команда имела один матч в запасе. Чтобы спастись от перевода во второй эшелон, зенитовцам нужно было успешно сыграть в ближайших домашних поединках с «Шахтером» и ростовским СКА и ни в коем случае не проигрывать очный матч «Черноморцу» в Одессе.

Павел Садырин
Павел Садырин

Впрочем, провал «Зенита» для многих его игроков бедой вовсе и не был. На протяжении долгого сезона безразличие к судьбе команды демонстрировали, увы, почти все. Бурю негодования в ленинг
радской прессе вызвало письмо некоего болельщика, ставшего свидетелем неприятного эпизода после крупного поражения «Зенита» в игре на Кубок СССР от «Рубина» в Казани (0:3).

«Увидев после матча группу наших футболистов, — писал он, — я хотел выразить им свое сочувствие. Но был потрясен тем, как отнеслись они к проигрышу. Еще бы, все должностные лица — от сапожника до старшего тренера были удручены, а игроки... смеялись».

К сожалению, одолеть горняков «Зенит» не смог (1:1), а СКА и вовсе проиграл (2:4). В этом матче в полной мере проявились несобранность и низкий волевой потенциал команды. Забив два гола, ленинградцы посчитали, что победа у них в кармане, сбросили активность и жестоко за это поплатились — бомбардир армейцев Олег Копаев один за другим отправил в зенитовские ворота четыре мяча. На самом финише был проигран и судьбоносный матч в Одессе (1:2). В итоге — самое низкое в истории клуба 19-е место, да еще с солидным «запасом»: от расположившегося строкой выше «Черноморца» ленинградцы отстали на целых шесть очков. В последних турах совершенно деморализованный «Зенит» представлял собой жалкое зрелище. Дошло до того, что защитник Валерий Рудь, «забыв» об оставшихся матчах, покинул расположение команды и принялся подыскивать себе вариант на следующий сезон! Официально его отсутствие было объяснено «семейными обстоятельствами».

Но чему тут удивляться? Забросив работу с резервами, руководители «Зенита» взяли за правило комплектовать команду иногородними футболистами. «Как можно было требовать патриотизма и бойцовских качеств в игре от людей, даже не способных проехать по Ленинграду без путеводителя?» — вопрошали завсегдатаи трибун.

«Зенит» перед матчем чемпионата СССР в 1967 году
«Зенит» перед матчем чемпионата СССР в 1967 году

Последняя надежда была на то, что в год революционного юбилея «Зенит» пощадят. Началось с того, что в ленинградских газетах прокатили пробные шары. Общий смысл предложений сводился к тому, что попавшей впросак команде надо «дать возможность искупить свою вину перед болельщиками». Но как эту самую возможность дать, когда существует спортивный принцип, закрепленный регламентом чемпионата?! Тут уж необходимо вмешательство самых влиятельных сил. И они вмешались.

О том, что происходило после окончания первенства в Федерации футбола СССР, вспоминал затем в своем очерке «Каска на штыке» главный редактор еженедельника «Футбол» Лев Филатов:

«...До сих пор вспоминается спектакль, разыгранный на сцене федерации осенью 1967 года. Тогда в чемпионате ленинградский «Зенит» занял последнее, 19-е, место и обязан был «согласно положению» отбыть в низшую лигу. По этому поводу был собран президиум. Председательствовал Валентин Александрович Гранаткин.
Ленинградская делегация, состоявшая из представителей горисполкома, известных на весь мир заводов, профсоюзов, спорткомитета, нервничала в приемной. А мы, побуждаемые Гранаткиным, готовились пропесочить городские власти, доведшие свою команду до развала. Делегаты были впущены, расселись тихонечко, с почтением на лицах у дальнего угла заседательского стола. Они не оправдывались, чтобы не возбудить наш праведный гнев, а перехваченными от волнения голосами просили войти в положение, упирали на славные исторические, революционные и трудовые традиции великого города.
Они были отпущены, перешли в приемную, где ожидали своей участи. Гранаткин, чтобы, как он выражался в подобных случаях, сэкономить наше с вами время, просто и коротко объявил: «Вопрос, думаю, ясен, обижать Ленинград не собираемся, отныне в чемпионате будет 20 команд». Кто-то заикнулся о «спортивном принципе», но, видя, что Гранаткин уставился в окно, на облака, никто это справедливое восклицание не поддержал.
Потом, в другой день, Гранаткин, похохатывая, рассказывал мне: «Да ты что, какое там обсуждение, позвонили по линии обком - Политбюро, и было велено, чтобы решение исходило от делегации, от народа, так сказать...»

Так «Зенит» оставили в высшей лиге. Все, однако, понимали: чтобы не разыгрывать подобный спектакль еще и на следующий год, «Зенит» обязан принять самые решительные меры к собственному выздоровлению.

Продолжение следует...

Подписывайтесь на канал Величайшие футбольные клубы!