Найти тему
Христофор+

Доктор Ватсон в Ранней Церкви: 5 интересных фактов о св. апостоле и Евангелисте Луке

Среди 4 каноничных евангелистов святой Лука занимает особое место. Он единственный из всех них, кто не был иудеем и кто не принял обрезания (ибо не хотел). Поэтому до I апостольского собора (где, наконец, решился вопрос обрезания) Лука считался в ранней Церкви человеком второго сорта, чужаком. Даже апостол Павел, говоря о своих сотрудниках, часто (по инерции?) относил Луку в конец списка (Кол.4:9-14; Флм.1:24).

Между тем, когда на I апостольском соборе обрезание для язычников отменили (как отменили для них и весь обрядовый Закон Моисеев), Лука превратился в полноценного члена христианской общины. Даже больше... Он один не бросил апостола Павла во время его вторых римских уз, так что утешенный Павел восклицал: "один Лука со мною" (2Тим.4:10). Он же (Лука) по заказу некоего таинственного Феофила написал совершенную по форме и содержанию дилогию: Евангелие и Деяния Апостолов.

Святой апостол и евангелист Лука. Изображение взято в открытых источниках.
Святой апостол и евангелист Лука. Изображение взято в открытых источниках.

О том, кто такой достопочтенный Феофил, можно узнать здесь: Тайна личности Феофила - заказчика Евангелия от Луки и Книги Деяний

О происхождении, религиозном поиске святого Евангелиста Луки, его гражданской профессии, языке, стиле и источниках дилогии (Евангелие + Деяния) мало кто помнит... Поэтому предлагаем вашему вниманию пять интересных фактов в духе обычных Библейских мини-расследований.

1. Происхождение. По свидетельству Климента Римского, святой Лука родился в Антиохии Сирийской . О его родителях в Священном Писании ничего не говорится. Можно с известной долей уверенности утверждать, что они не были иудеями. Намек на это дает, во-первых, сам Лука, говоря в своем Евангелии о евреях в третьем лице (Деян.1:19). Во-вторых, апостол Павел в послании к Колоссянам (Кол.4:10-14). Здесь Павел, перечисляя бывших с ним сотрудников, отличает обрезанных (Марка и Иуста) от необрезанных (Епафраса и Луки). Лука записывается Павлом в число необрезанных... Отсюда вывод: Лука не был потомком Авраама, не был евреем. Кем же тогда он был? Вспомним евангельскую версию имени третьего евангелиста - "Лука". Это имя - греческое (хотя и с римскими корнями). Поэтому можно предположить, что Лука был греком (что вероятнее всего). Либо (как вариант) эллинизированным сирийцем.

2. Религия (до обращения ко Христу). Не будучи иудеем по крови, Лука, скорее всего, исповедовал сначала политеизм (языческое многобожие). Он, видимо, ходил в лавровую рощу Дафны (была такая роща в Антиохии) и приносил жертвы Диане и Аполлону, весьма популярным в ту пору местным божествам). Ибо еще не знал единого Бога. Затем - пришел к иудаизму и стал пришельцем врат (прозелитом). О прозелитизме Луки свидетельствует прекрасное знание им Закона Моисеева и даже таких тонкостей, как расстояние субботнего пути, которое мог проходить иудей в субботу (Деян.1:12). В конце-концов Лука принял-таки христианство. Профессор Н. Н. Глубоковский предполагает, что преображение Луки из прозелита в христианина состоялось после входа Господня в Иерусалим (Н. Н. Глубоковский, профессор. Святой апостол Лука, евангелист и дееписатель). Лука, по мысли русского ученого, был одним из тех самых еллинов, что пришли "на поклонение в праздник" (Иоан.12:20).

3. Профессия. С гражданской профессией Луки все просто. Апостол Павел в уже упомянутом послании к Колоссянам прямо называет Луку врачом (Кол.4:14). И не простым врачом, но врачом возлюбленным. Имея в виду, скорее всего, профессионализм Луки и его "легкую" для лекаря руку. Церковное Предание именует святого апостола и евангелиста Луку первым иконописцем (прп. Иоанн Дамаскин, прп. Андрей Критский, св. Симеон Метафраст). О живописном таланте автора дилогии (Евангелия и Деяний) дружно свидетельствуют церковные историки: Никифор Каллист Ксанфопул и Феодор Чтец. Согласно "Сказанию о трех иконах, написанных Апостолом Лукой", автору дилогии (Евангелие + Деяния) принадлежат три образа Богородицы: Владимирская, Одигитрия и Богоматерь без Младенца. По мысли Л. А. Успенского, икон кисти Луки гораздо больше. Из них в России находится не меньше 10. На Западе - 8. На Афоне - 13.

Эль-Греко. Евангелист Лука. Фрагмент. Изображение взято в открытых источниках.
Эль-Греко. Евангелист Лука. Фрагмент. Изображение взято в открытых источниках.

4. Язык и стиль. Врачебную профессию Луки сильно выдает его язык и стиль (у этого автора, кстати, самый чистый во всем Новом Завете слог). Святой апостол и евангелист нередко использует в тексте медицинскую терминологию, показывая исключительную осведомленность в различного рода болезнях. Это видно из сличения разных евангелистов, говорящих об одном и том же событии. Например, о горячке Петровой тещи (Матф.8:14; Лук.4:38). Матфей, как бывший мытарь, не знает о разных формах горячки (она в то время была большой и малой). И говорит об абстрактной болезни: "Придя в дом Петров, Иисаус увидел тещу его, лежащую в горячке" (Матф.8:14). У Луки не так. Для него, как врача, абстрактных болезней не существует. Лука сразу ставит диагноз: "Тёща же Симонова была одержима сильною горячкою (выделено - нами)" (Лук.4:38). То же самое видим в случае с исцелением прокаженного (Мар.1:40; Лук.4:33). Марк говорит: "Приходит к Нему (Иисусу - Христофор+) прокаженный..." В греческом оригинале прокаженный - это "λεπρός" (Мар.1:40). А у Луки несколько иначе: "Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе..." (Лук.5:12). В греческом тексте выражение "πλήρης λέπρας" (весь в проказе) означают крайнюю степень болезни (проказы). И так во всем... В общем, не мог Лука, как врач, писать просто "прокаженный". Он был предельно точен: ставил диагнозы...

5. Источники дилогии. Об источниках своего Евангелия Лука ясно свидетельствует в предисловии (Евангелия). Его главный источник - устная традиция. Лука пишет Евангелие так, как ему передали "то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова" (Лук. 1:2). Иначе говоря, пишет со слов апостолов и учеников Христовых, "которые сопровождали Христа, начиная с самого выступления Его на общественное служение" (А. П. Лопухин. Толковая Библия). Но это не все.

Другим источником третьего Евангелия могла быть письменная традиция. Возможно, Евангелие от Матфея (после перевода на греческий). Но, вероятнее, те повествования, о которых Лука говорит в 1 стихе предисловия: "Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях.." (Лук.1:1).

Наконец, третьим источником дилогии у Луки мог быть он сам. Ибо рассказ о явлении воскресшего Господа Луке и Клеопе (как и многие другие рассказы: о посещении Марией Елизаветы, о поклонении пастухов, об Обрезании и Сретении Господнем и др.) есть только в Евангелии Луки. Лука также был спутником Павла, начиная с третьего его (Павла) миссионерского путешествия, присоединившись к нему в Троаде.

Таким образом, благодаря проведенному частному расследованию, мы получаем образ крайне симпатичной и многогранной художественной натуры... Которая обладает, во-первых, талантом врача (Лукой-врачом был доволен даже придирчивый Павел). Во-вторых, талантом писателя (дилогию Луки прочитали миллионы людей). Наконец, в третьих, талантом живописца (историки добавят: "Еще талантом историософа").

Шерлок и Холмс и доктор Ватсон. Кадр из фильма И. Масленникова "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона". Изображение взято в открытых источниках.
Шерлок и Холмс и доктор Ватсон. Кадр из фильма И. Масленникова "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона". Изображение взято в открытых источниках.

В каком-то смысле (да простят меня читатели) святой апостол и евангелист Лука занимает в Ранней Церкви место доктора Ватсона (или Уотсона) при Шерлоке Холмсе (апостоле Павле). Ибо Лука, подобно Ватсону, является доктором. Подобно Ватсону, имеет "упорство, наблюдательность, недюжинный литературный талант" (А. Конан-Дойл. "Собака Баскервилей"). Подобно Ватсону, описывает деяния своего учителя - апостола Павла. Наконец (подобно Ватсону), остается верным своему наставнику до самого его преставления к Господу после вторых уз.

А что знаете (думаете) о жизни и деяниях святого Апостола и Евангелиста Луки вы, дорогие читатели? Ставьте лайки (если статья понравилась), оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал "Христофор+".

Читайте также другие статьи:

5 вопросов к темничному стражу, который стерег апостола Павла в Филиппах (Деян.16:22-34).

Как звали благоразумного разбойника и почему он попал в рай?

5 загадок Клавдии Прокулы, жены Пилата: "Не делай ничего Праведнику тому (Матф.27:19)".

5 загадок юноши, который во время ареста Иисуса убежал без покрывала (Мар.14:51-52)

5 загадок самарянки, говорившей с Иисусом у колодца (Иоан.4:5-29).

Была ли блудницей св. Мария Магдалина?

Что Христос писал на земле, когда к нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии?