Появление парового двигателя сделало любую точку мирового океана доступной для военных кораблей, но в Первой мировой войне, разразившейся в начале ХХ века, морские баталии проходили в основном в Северном и Черном морях, а также в Средиземном море в районе Дарданелл. В этих боях основной решающей силой являлись хорошо вооруженные броненосные корабли, а легким крейсерам отводилась второстепенная роль. В то же время количество КР, участвовавших в Первой мировой, огромно и исчисляется трехзначной цифрой, однако реальный их вклад в войне был очень скромен. Как бы предполагая такой вариант развития событий, перед Первой мировой войной большинство стран бросили все силы на линейный флот, начали лихорадочно строить линейные корабли и линейные КР, а про легкие крейсера практически забыли. Все, за исключением Великобритании и Германии.
Но и у этих стран были абсолютно противоположные взгляды на назначение таких КР. Англичане стремились создать легкие КР для действий в интересах эскадр дредноутов, для чего неограниченно финансировали развитие бронепалубных КР 3-го ранга с достаточно узкой специализацией. Немецким же корабелам было не сладко: одни немецкие адмиралы, с вожделением грезившие о генеральном сражении, выставляли свои требования, чтобы в одном бою разгромить линейный флот Британии, другие адмиралы считали, что самое слабое место Британии – морские коммуникации, следовательно, Германии для победы необходимы корабли для крейсерской войны, и выдвигали свои требования. В итоге в понимании Генерального морского штаба легкие КР должны были вести разведку для линейных эскадр, борьбу с легкими силами противника, лидировать флотилии миноносцев, уничтожать вражескую морскую торговлю, нести службу стационеров в иностранных водах в мирное время, выступать в роли минных заградителей и носителей самолетов. Вот и пришлось "поседевшим" конструкторам разрабатывать универсальный корабль, который обладал бы скоростью, как у ЭМ, бронированием и артиллерией, как на равноценных кораблях противника, при этом он должен был иметь устройства для постановки мин, платформы для самолетов, большие погреба для боеприпасов, запас топлива и механизмы, пригодные для длительного плавания.
История развития немецких легких КР того периода – это история постоянного увеличения водоизмещения, скорости, бронирования и вооружения и поиска решения, необходимого для сочетания такого количества противоречий в одном корабле. Легкий крейсер «Дрезден» стал одним из результатов такого творческого конструкторского поиска, к тому же он получил новую на то время паротурбинную установку Парсонса. Это нововведение дало кораблю небольшую прибавку в скорости, но несовершенные турбины того времени стали «жуткой головной болью» механиков и совсем не подходили для ведения крейсерской войны.
Первый свой поход «Дрезден» совершил в 1909 году, в ходе которого посетил США, после служил в Атлантике и Балтике. В 1912 году выиграл Стрелковый приз Кайзера 1911-1912 годов за отличную стрельбу среди легких крейсеров Флота открытого моря. В сентябре того же года командование кораблем принял фрегаттен-капитан Фриц Эмиль Людеке. А 6 апреля 1913 года «Дрезден» был направлен в Адриатическое море, где присоединился к Средиземноморскому дивизиону. В течение нескольких месяцев вместе с другими кораблями патрулировал восточное Средиземноморье, а в августе был отозван в Германию. Прибыв в Киль 23 сентября 1913 года, он был поставлен в док на ремонт, который продлился до декабря.
По окончании ремонта легкий КР «Дрезден» отправился к побережью Северной Америки для защиты национальных интересов в Мексике. Теперь крейсером командовал фрегаттен-капитан Эрих Келлер. В Мексике «Дрезден» принимал участие в защите Германского консульства и эвакуации гражданских лиц, а после падения режима эвакуировал диктатора Уэрта и его сподвижников на Ямайку, где им предоставила убежище Великобритания. К этому времени, несмотря на недавний ремонт, у КР выявились технические проблемы, и ему необходимо было вернуться на верфи в Германию для ремонта.
Во время стоянки на Гаити 26 июля 1914 года произошла ротация экипажа, а командование кораблем снова принял Людеке, но вернуться в Германию «Дрездену» уже было не суждено – через четыре дня переход в Германию был отменен в связи с повышенной военной угрозой. В тот же день «Дрезден», сохраняя радиомолчание, отправился на юг.
В ночь с 4 на 5 августа было получено донесение о начале войны. Согласно довоенным доктринам Германского морского штаба «Дрездену» и другим КР надлежало вести неограниченную крейсерскую войну, уничтожая английское торговое судоходство, а так как сил было крайне мало (всего восемь крейсеров на все коммуникации), то для крейсерской войны «Дрездену» досталась огромная зона патрулирования – Южная Атлантика и побережье Бразилии. Несмотря на состояние машин, у Людеке не было другого выбора – "приказ есть приказ".
Крейсерская война как-то сразу «не заладилась», хотя уже днем 6 августа был остановлен британский пароход «Драмклифф», шедший в балласте в Буэнос-Айрес. Помимо экипажа на пароходе находилась жена шкипера с маленьким ребенком, и новоявленные корсары отпустили англичан восвояси, уничтожив на всякий случай радиостанцию. Буквально через полтора часа был захвачен следующий пароход – «Линтон Грэнж», тоже шедший в балласте, но и его тоже почему-то отпустили. Вечером немцы снова повстречали английский пароход «Хостилиус» и, дабы "не нарушать традицию", пароход снова был отпущен. Для продолжения крейсерской войны срочно понадобился уголь, который удалось пополнить 8 августа с угольщика «Корриентес». Здесь надо отдать должное немецким стратегам – еще задолго до начала войны была разработана система обеспечения немецких рейдеров углем, и эта система практически не давала сбоев.
Дальнейший путь «Дрездена» пролегал к острову Рохас, где его должен был ждать очередной угольщик, который был встречен 13 августа. Дабы не привлекать внимания, Людеке доложил местной администрации этого нейтрального острова, что он командует шведским крейсером «Фюлья», и смог спокойно находится в порту Рохаса до 21 августа. Забавно, но чиновники острова поверили!
Загруженный под завязку углем «Дрезден» в сопровождении двух угольщиков направился на юг заниматься рейдерством. Первой жертвой стал пароход «Гиады». Команда была переведена на один из угольщиков, а пароход был затоплен. Следующий остановленный пароход «Сиамез Принс» после проверки документов был отпущен, а германский КР отправился к острову Тринидад. 26 августа был захвачен британский пароход «Холмвуд» с грузом угля. Уголь «Дрездену» не требовался, и британец был потоплен подрывным зарядом. Экипаж британца был переведен на сопровождавший крейсер угольщик. Продвигаясь дальше на юг, «Дрезден» остановил судно «Катарин Парк», но его груз принадлежал американцам, которые сохраняли нейтралитет, и с сожалением его пришлось отпустить. 31 августа «Дрезден», приняв уголь, распрощался с кораблем сопровождения, который был отправлен в Пунта-Аренас, чтобы передать доклад в Берлин о проделанной работе, а сам отправился дальше на юг.
С 5 по 16 сентября «Дрезден» производил необходимый ремонт двигателей, а в это время морской ГШ решил, что «Дрездену» необходимо ударить теперь по британскому судоходству у западного побережья Южной Америки, о чем немедленно известили Людеке шифрованным сообщением. «Дрезден» вместе с угольщиком «Баден», обогнув мыс Горн, отправился в Тихий океан. По пути им попался лайнер «Ортега», шедший из Вальпараисо. На немецком КР сыграли тревогу и попытались захватить ценный приз, но капитан лайнера Дуглас Киннер имел на этот счет другое мнение. На «Ортеге» кочегары проявили сверхчеловеческие усилия и выжали из машины 18 узлов при 14 узлах, заявленных производителем, и корабль на полном ходу рванул к проливу Нельсона.
Немцы попытались преследовать лайнер и даже произвели несколько выстрелов, но осторожность и благоразумие Людеке взяли верх. Немцы, боясь налететь на камни, отказались от погони и с удивлением смотрели в след «Ортеге», который на полном ходу скрылся в пелене тумана, окутавшего пролив, карт которого не существовало в принципе. Немного спустя на «Ортеге» спустили шлюпки и смогли пройти между островами, выбравшись в Магелланов пролив, а «Дрезден», упустив добычу, продолжил свой путь.
В начале октября, исчерпав запасы угля, «Дрезден» установил радиосвязь с эскадрой фон Шпее. Встреча была назначена на острове Пасхи, и КР направился туда, вернее, его потянул на буксире «Баден», так как Людеке хотел сэкономить топливо и ресурс двигателей. 12 октября на острове Пасхи «Дрезден» встретился с эскадрой фон Шпее, а на следующий день Фриц Эмиль Людеке получил звание капитана 1-го ранга. Насмотревшись на каменные изваяния, 18 октября немецкая эскадра двинулась к берегам Южной Америки и прибыла в Вальпараисо уже 30 октября 1914 года.
На следующий день фон Шпее получил известие о нахождении в чилийском порту Коронель британского легкого КР «Глазго». Немцы решили устроить засаду одинокому британскому КР в тот момент, когда тот будет покидать нейтральный порт, но, как оказалось, «Глазго» был не один. В порту также находились британские броненосные КР «Монмут», «Гуд Хоуп» и вспомогательный КР «Отранто». Это была британская эскадра под предводительством контр-адмирала Крэдока, которая, в свою очередь, пыталась перехватить одинокий (как предполагали британцы) немецкий КР «Лейпциг», пока он не соединился с эскадрой Шпее. Как видим, противники практически "ловили друг друга", )).
1 ноября в 16.00 Восточно-Азиатская эскадра фон Шпее и эскадра контр-адмирала Крэдока встретились возле порта Коронель. Удивлению адмиралов не было предела, ведь они даже не подозревали о присутствии эскадр друг друга. Вице-адмирал фон Шпее рассчитывал встретить британский легкий КР «Глазго», а контр-адмирал Крэдок надеялся перехватить немецкий «Лейпциг», но их планам не удалось осуществиться. Противники обнаружили друг друга около 17.00, но еще долгое время маневрировали, пытаясь занять лучшее положение по отношению друг к другу, и около 19.00 по местному времени немцы открыли огонь.
До подхода к Коронелю «Дрезден» шел в хвосте эскадры и сильно отставал. По решению фон Шпее эскадра шла завесой курсом SW, при этом «Нюрнберг» был назначен для проверки встречных пароходов, а «Дрезден» ему в помощь. Возможно, по этой причине, когда «Нюрнберг» отстал, так как пытался догнать небольшой пароход, «Дрезден» оставался репитичным судном для связи с ним, чтобы не нарушать радиомолчание. К моменту встречи с британской эскадрой отставание «Дрездена» составило 12 миль, но пока эскадры маневрировали перед боем, ему удалось занять свое место в строю позади «Лейпцига». Бой у Коронеля достаточно хорошо представлен в литературе и интернет-источниках, поэтому не будем подробно на нем останавливаться, рассмотрим в основном действия «Дрездена».
Немцы дали первый залп в 19.04 с расстояния в 62 кабельтовых (по данным Вильсона – 55 кбт, по данным Корбетта – 60 кбт). В начале боя «Дрезден» вел огонь по вспомогательному КР «Отранто», и, несмотря на сильные волны, после третьего залпа (по утверждению экипажа) вызвал пожар на британце, из-за чего тот и вышел из боя. Следующей целью был выбран «Глазго», по которому «Дрезден» вел огонь вместе с «Лейпцигом». В 19.14 английский КР получил попадание 105-мм снаряда, по всей видимости, с «Лейпцига», но продолжал вести огонь по немецким крейсерам, но после выхода из строя «Монмута» и взрыва «Гуд Хоупа» прекратил огонь и, пользуясь темнотой, покинул поле боя. В 20.00 контакт между эскадрами был потерян.
Фон Шпее повел броненосные КР на юго-запад, а «Дрезден», «Лейпциг» и «Нюрнберг» получили приказ догнать британца и атаковать его торпедами. В 20.30 на «Дрездене» с расстояния в 3,5 мили заметили «Глазго», но контакт был потерян прежде, чем удалось вступить в бой. Примерно в 21.28 «Монмут» был добит «Нюрнбергом» и затонул – бой закончился разгромом британской эскадры, при этом немцы потеряли всего двух моряков погибшими.
Легкий КР «Дрезден» попаданий не получил. Из рапорта адмирала графа Шпее: «… Малые крейсера в ходе боя не имели ни потерь, ни повреждений». Немецкая эскадра отправилась в Вальпараисо для ремонта и пополнения припасов, куда они прибыли 3 ноября 1914 года. В порт вошли три КР, а «Дрездену» и «Лейпцигу» было приказано оставаться в охранении пароходов и следовать на остров Мас-а-Фуэра. «Дрезден» побывал в Вальпараисо чуть позже, 13 ноября, также как и остальные корабли эскадры использовав для отдыха команды и пополнения запасов те самые сутки, которые разрешены для вооруженного корабля в нейтральном порту.
Один из моряков, служивший на «Глазго», после войны оставил воспоминания: «… оба немецких броненосных КР теперь направили свой огонь против «Монмута», вероятно, считая, что их меньшие собратья («Дрезден» и «Лейпциг» – прим.ред.) достаточно сильны, чтобы покончить с «Глазго». Те по-прежнему продолжали нас обстреливать. Один их снаряд пробил нам надводный борт и взорвался в каюте капитана, образовав большую пробоину. Другой попал в левый борт в кормовой части, недалеко от винтов. Там появилась громадная пробоина, в которую, при желании, свободно можно было бы протолкнуть ручную тележку. Повреждения от взрыва этого снаряда оказались очень серьезными, и мы были вынуждены выделить часть команды для установки подкреплений под конструкции палубы и борта. Еще один снаряд пролетел на расстоянии ладони от магистрали главного паропровода. Надо думать, что если бы этот снаряд попал бы в трубопровод, то экипаж «Глазго» уже не смог бы сообщить людям о подробностях боя при Коронеле. При взрыве этого снаряда были легко ранены шесть человек, которые находились совсем близко и только каким-то чудом оказались живы. В «Глазго» также попали два снаряда в угольные бункеры, но, поскольку последние были полны, взрывы этих снарядов особых хлопот не доставили».
Как видно из описания повреждений, английский КР получил урон в результате артиллерийского огня немецких «городов», хотя, конечно, назвать эти повреждения существенными нельзя. При этом не надо забывать, что «Глазго» относился к легким КР типа «Бристоль» и превосходил по размерам и вооружению каждый из немецких легких КР, он имел шестидюймовые орудия (пусть всего два), которые были мощнее немецких 105-миллиметровок. Видимо, в ходе боя «Глазго» в качестве цели выбрал другие немецкие корабли.
Однако после победы у Коронеля фон Шпее не питал радужных иллюзий – его эскадра потратила более половины боеприпасов, пополнить которые не было возможности, прорваться в Германию было нереально, а для британцев уничтожение эскадры фон Шпее теперь стало делом чести, и для этого будут задействованы все имеющиеся силы. И адмирал фон Шпее принял роковое решение отправиться в Атлантику.
15 ноября 1914 года три крейсера фон Шпее вышли со стоянки на острове Мас-а-Фуэра и двинулись на юг, где 18 ноября встретились с «Дрезденом и «Лейпцигом», которые вышли из Вальпараисо. Дальнейшие их перемещения также известны, и они явились воплощением решения Шпее двигаться в Атлантику. Уже находясь у восточного побережья Южной Америки, Шпее провел совещание и предложил нанести удар по британской базе на Фолклендских островах и, хотя часть командиров не поддержала такое решение, Шпее был непреклонен. 8 декабря 1914 года в 8.30 немецкая эскадра приблизилась к Порту-Стэнли. Предполагалось, что «Гнейзенау» и «Нюрнберг» (!) артиллерийским огнем должны были уничтожить радиостанцию, а затем высадить десант с задачей разрушить угольные склады и пленить английского губернатора. Остальные три КР прикрывали бы операцию с моря.
После перекрытия выхода в гавань немцы неожиданно поняли, что из охотника превратились в добычу – британцы в гавани располагали гораздо большими силами, чем ожидалось. Фон Шпее вынужден был отменить атаку и приказал уходить на восток. Британские КР, в том числе два линейных, имея большое преимущество в скорости, настигли немецкую эскадру и примерно в 12.50 открыли огонь по отстающему «Лейпцигу» с дистанции 80 кабельтовых.
У фон Шпее не оставалось выбора – у британцев было огромное превосходство в огневой мощи, и уничтожение немецкой эскадры было вопросом времени. В 13.30 немецкий адмирал приказал легким КР выйти из строя, рассыпаться и попытаться скрыться от англичан самостоятельно, а сам попытался задержать британцев, вступив с ними в бой на броненосных КР «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Исход боя известен. К 18.00 с немецкими броненосными КР было покончено, теперь внимание британцев переключилось на легкие крейсера. В погоню были отправлены три британских крейсера: легкий КР «Глазго», броненосные крейсера «Кент» и «Корнуолл», принадлежавшие к тому же типу, что и погибший при Коронеле «Монмут».
Из трех немецких легких КР «Дрезден» был самым быстроходным, имея скорость в 24 узла («Нюрнберг» – 23,5 узла, «Лейпциг» – 22,4 узла), но сказалось долгое нахождение в море – фактическая скорость каждого из крейсеров была ниже. Немецкие корабли шли в строю пеленга. В центре «Нюрнберг», слева далеко впереди «Дрезден», а правым шел «Лейпциг». У британцев самым быстроходным был уцелевший после Коронеля легкий КР «Глазго», имевший скорость около 25 узлов, крейсера «Кент» и «Корнуолл» могли идти со скоростью около 23 узлов. Британские броненосные КР были гораздо лучше вооружены и бронированы, но, фактически, даже легкий КР «Глазго» был сильнее любого из немецких крейсеров.
Командир «Корнуолла» капитан 1-го ранга Эллертон предложил разделить цели – он брал на себя «Лейпциг», за «Нюнбергом» должен был идти «Кент», а «Глазго» достался «Дрезден». Но командир «Глазго» капитан 1-го ранга Люс, возможно, сгорая жаждой мести за Коронель, решил поступить иначе, – он оставил уходящий «Дрезден» и стал преследовать «Лейпциг». В результате, пока британцы с упоением добивали «Лейпциг» и «Нюнберг», которые погибли после ожесточенного артиллерийского боя, так и не спустив флаги, «Дрезден», оставленный без внимания, развивая максимально возможный ход, скрылся с поля боя, не произведя ни единого выстрела по противнику.
Оставшись в одиночестве, Людеке понимал, что в Атлантике ему делать абсолютно нечего, прорваться в Германию невозможно – изношенные двигатели требовали капитального ремонта. Да и английский флот объявил «Дрезден» в розыск, оставалось искать временного пристанища в дружественной стране.
В очередной раз в этом году немецкий КР обогнул мыс Горн и направился к берегам Чили. 12 декабря «Дрезден» прибыл в чилийский порт Пунта-Аренас, где Людеке планировал пополнить запасы угля. Прибытие немецкого КР в этот порт сразу привлекло внимание англичан, которые напряженно его искали, имея задачу уничтожить противника не допуская его интернирования. Командир британской эскадры вице-адмирал Ф.Стэрди сразу отправил «Инфлексибл», «Глазго» и «Бристоль» к Пунта-Аренас, но Людеке снова ускользнул. Причем Людеке и не думал интернировать свой корабль, он ушел из чилийского порта и отстаивался в тихих безлюдных бухтах.
Поиски «Дрездена» затянулись еще на три месяца после его ухода, но, несмотря на то, что Людеке отвлек на себя значительные силы противника, ничего больше его КР сделать не сумел. Немецкий КР осуществил несколько осторожных попыток рейдерства у берегов Чили, но неудачно. Именно такая сверхосторожность объясняет провал всех попыток англичан поймать «Дрезден». До марта 1915 года «Дрезден» скрывался у берегов Южной Америки, пока случайно не повстречался со старыми «друзьями» – британскими КР «Кент» и «Глазго», которые планомерно прочесывали побережье в поисках беглеца. И на этот раз «Дрездену» удалось скрыться, израсходовав и без того небогатый ресурс машин, но Людеке было понятно, что это лишь небольшая отсрочка перед неминуемым финалом.
9 марта 1915 года немецкий КР бросил якорь в бухте Камберленд острова Мас-а-Тиера (остров Робинзона Крузо) на архипелаге Хуан-Фернандес. Это был нейтральный порт, и время нахождения в нем для крейсера ограничивалось 24 часами, однако Людеке получил разрешение на интернирование корабля и, учитывая плачевные запасы топлива, решил воспользоваться таким предложением. Он сообщил губернатору, что будет дожидаться прибытия чилийского военного корабля, чтобы покончить с формальностями. Но утром 14 марта к острову подошли британские корабли: броненосный КР «Кент», легкий крейсер «Глазго» и вспомогательный КР «Орама». Они обнаружили «Дрезден», который стоял под самым берегом в бухте Камберленд.
Капитан «Глазго» Люс в свое время спасся после гибели эскадры Крэдока, но его действия в бою у Фолклендов вызвали резкое неудовольствие Стэрди, так как именно он позволил «Дрездену» скрыться. Поэтому в этой ситуации он не колебался и не стал утруждать себя соблюдением международных законов, помня приказ Адмиралтейства: «Целью является уничтожение, а не интернирование».
В 8.50 «Глазго» подошел на расстояние 8 400 ярдов и, удостоверившись, что здания чилийского поселка не находятся на линии огня, приступил к обстрелу стоявшего на якоре «Дрездена», добившись попаданий первыми же двумя залпами. «Дрезден» вполне мог согласиться на почетную капитуляцию, но это противоречило германским традициям, и, когда в бой вступил «Кент», Людеке открыл ответный огонь. Однако германский крейсер стоял на якоре, и его тактическое положение было просто безнадежным, уже через три минуты он получил серьезные повреждения и поднял белый флаг.
Стараясь выиграть время, Людеке отправил на «Глазго» своего лейтенанта Вильгельма Канариса (известная личность, не так ли?) для переговоров. По прибытии на борт Канарис заявил решительный протест в связи с нарушением нейтралитета Чили, который не впечатлил англичан, и они отправили его обратно с требованием о безоговорочной капитуляции. Но пока велись эти «переговоры», команда подготовила «Дрезден» к затоплению, и Людеке свез на берег всю команду. В 10.45 был взорван первый заряд в носовом погребе, второй заряд взорвался в машинном отделении. Через полчаса крейсер «Дрезден» под двумя флагами – белым и германским скрылся под водой, а экипаж был высажен на берег. При обстреле корабля погибло восемь моряков и двадцать девять было ранено.
Тихий океан забрал себе последний немецкий рейдер в южных морях. Пережив своего собрата «Эмдена» на четыре месяца, «Дрезден» успокоился в заливе Камберленд на глубине 70 метров у острова Робинзона Крузо (архипелаг Хуан-Фернандес). Международный скандал по факту уничтожения «Дрездена» в нейтральном порту утих довольно быстро. Британское правительство указало, что «Дрезден» неоднократно нарушал чилийский нейтралитет, поэтому капитан 1-го ранга Люс был вынужден также нарушить его. Тем не менее правительство Его Величества искренне сожалеет о произошедшем. Извинения были приняты. Как мы видим, в очередной раз (вспомним хотя бы Чемульпо) международное право правом "сильного" было несколько «подвинуто».
Напряженные усилия англичан были не напрасны – уже к началу 1915 года с немецкими КР было покончено (оставался заблокированный «Кенигсберг»), но они сыграли свою роль в Великой войне, оставив след в истории.
Оставил свой след в истории и «Дрезден» – заурядный легкий крейсер из серии немецких «городов».
Источники:
Апальков, Ю.В.ВМС Германии. Справочник по корабельному составу/ Ю.В. Апальков // Морская коллекция, № 3 (9) – 1996. – 32 с.; Больных, А. Морские битвы Первой мировой: На океанских просторах/ А.Больных. - М: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 560 с.; Бунич, И. Корсары кайзера. Эмден, Карлсруэ, Кенигсберг, Вольф, Зееадлер/ И.Бунич. – СПб: Облик, 1988. – 608 с.; Каторин Ю.Ф. Крейсеры. Часть 1 / Ю.Ф.Каторин. – СПб.: Галея-Принт, 2008. – 128 с.; Корбетт, Дж. Операции английского флота в первую мировую войну/ Дж.Корбетт. – Мн.: Харвест, 2003 – 480 с.; Патянин, С.В, Корабли Второй мировой войны. ВМС Германии (Часть 1) / С.В. Патянин // Морская коллекция, № 8 (77) – 2005. – 32 с.; Печуконис, Н.И. Боевые корабли Германии, часть 1 /Н.И.Печуконис - СПб: Мегакон-Орел.-88 с.; Печуконис, Н.И. Звезда и смерть адмирала Шпее /Бриз № 27, 29,30.- СПб: Бриз.- 1999.- 40 с.; Трубицын, С.Б. Легкие крейсера Германии /С.Б.Трубицын. – СПб: Корабли и сражения. – 1997.- 64 с.