В большинстве протестантских церквей, к которым относятся и пятидесятнические общины, нет обязательных дней поста, как в православном и католическом течениях. Протестанты ссылаются на Библию - в Священном Писании нет регламента поста. Это не значит, что пост в принципе не обязателен - святая Книга неоднократно говорит о посте, в Ветхом и Новом заветах много примеров того, как его практиковали Божьи люди и Сам Христос. Но каждый верующий может самостоятельно определять время и продолжительность поста. Некоторые поместные церкви объявляют дни совместного поста - например, известна практика 21-дневного поста в начале года, именуемого также постом Даниила.
Суть поста
Пост - это практика сознательного смирения нашей плоти для приближения к Богу. Впервые об этом упоминается в библейской книге Левит 16:29-31: "И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый день месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришелец, поселившийся между вами, ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицом Господним; это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное".
Это было Божье постановление для Израиля, чтобы избранный народ научился поклоняться Творцу. Сегодня это относится и к Церкви - людям, которые исповедуют Иисуса Христа своим Господом и Спасителям и живут по Его Слову. Иисус упоминал о посте в Своем учении: "Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою", - Мф. 6:16.
Во время поста мы, во-первых, исследуем наше духовное состояние для очищения и освящения. Можно спросить себя: какой грех мешает мне быть ближе к Богу? Что постоянно лишает меня покоя и разрушает мир с Ним? Что не даёт мне быть по-настоящему свободным?
В Ветхом Завете для очищения народ по повелению Бога приносил в жертву за грехи козлов и тельцов. Но когда Иисус умер на кресте, наступил Новый Завет - Его кровь стала совершенной искупительной жертвой за каждую душу. В Ин. 3:16 читаем: "Ибо так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную". Поэтому, чтобы нам очиститься, нужно искренне исповедовать грехи перед Богом во имя Иисуса: "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды", - 1 Ин. 1:9.
Во-вторых, в посте мы испытываем себя и вникаем в истину. Израильтяне однажды спросили Бога: "Почему мы постимся, а Ты не видишь, смиряем души свои, а Ты не знаешь?" - Ис. 58:3а. Но Господь уже не отвечал на молитвы Своего народа, который ушёл от Него поклоняться другим богам. Пост тогда превратился в обряд и соблюдался только для вида. Во время поста люди продолжали творить зло, своевольничать, ссориться и роптать.
В Ис. 58:6-7 написано: "Вот пост, который Я избрал: разрешите оковы неправды, развяжите узы ярма и угнетённых отпустите на свободу, и расторгните всякое ярмо". Первое повеление касается покаяния - "разрешить оковы неправды" значит освободиться от уз греха через его исповедание и оставление. Второе относится к ближним: "развязать узы ярма", отпустить на свободу угнетённых - это, с одной стороны, перестать судить окружающих, роптать на них и обижать их. "Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь дар твой, пойди и примирись с братом твоим", - Мф. 5:23-24. С другой стороны, это акт прощения обидчиков, без которого у нас не будет свободы и радости.
Практика поста
На практике пост в первую очередь связан с отказом от еды и более глубоким погружением в духовные занятия - молитву и чтение Библии - на определённый период времени (от нескольких часов до нескольких дней). Обычно имеется в виду воздержание от всякой пищи и напитков (чая, кофе, соков и реже - даже от воды). Но есть и так называемый пост Даниила, он описывается в Дан. 10:1-3: "В третий год Кира, царя Персидского, было откровение Даниилу, который назывался именем Валтасара; и истинно было это откровение и великой силы. Он понял это откровение и уразумел это видение. В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней".
Пророк Даниил на три недели он отказался от некоторой еды и определённых напитков. То есть особенность этого поста была в том, что пророк не исключил питание полностью, но оставил самые простые продукты для поддержания сил. Смысл воздержания был в том, чтобы пища не приносила удовольствия и наслаждения. Но кроме этого, в эти дни пророк усердно искал лица Божьего, отложив обычные дела.
Нашим “вкусным хлебом” может быть не только еда - мы питаемся соцсетями, телевидением и другими развлечениями. Поэтому для более результативного поста мало отказаться только от любимых продуктов - лучше исключить всё, что отвлекает нас от Бога и мешает сфокусироваться на Нём.
Пост практикуется не только для решения какой-либо проблемы, поиска ответов или получения откровения, но и как духовная дисциплина для более целостной жизни в общении с Богом во всех сферах жизни.