Трудно писать о человеке, который известен всем. Это краткая статья, не биография, не жизненный и не творческий путь известного творца. Джордж Мартин - фигура весьма известная в современной музыке. Недавно (3 января) ему исполнилось бы 95 лет. Просто вспомним о нем.
Первые впечатления Джорджа Мартина о Битлз были далеки от положительных." Меня совсем не впечатлили записи, которые Эпштейн принес мне" сказал он однажды. “Что-то в них было. Но я точно не мог сказать тогда, стоило ли ими заниматься или нет. Что я сказал тогда Брайану? Если ты хочешь, чтобы я честно тебе сказал о том, что мы сейчас прослушали, то боюсь я тебя разочарую. Извини."
Джордж Мартин продолжал свои воспоминания о менеджере Битлз:" Мне было его жаль. Он был молодой и,видно, честный парень. Я ему дал небольшой намек, что если он перевезет их из Ливерпуля, я дам им 1 час в неделю в своей студии." Конечно, это было только начало их отношений. Его и дальше будут называть "главным действующим лицом" в пьесе под названием Битлз.
Однако, уничтожающие слова Мартина о представленных записях при первой встрече, когда он только познакомился с четверкой и ее творчеством, совсем не обескуражили Брайана. До этого он получил отказ в студии Decca. Эпштейн был тем важным компонентом в успехе Битлз, чье влияние на всю историю поп-музыки никто не осмелился бы обсуждать. Битлз очень стремились произвести впечатление на Мартина. И надо сказать Мартин особо не упрямился. Ребята ему сразу понравились, в первую очередь своим остроумием, и желанием работать. И все это разрушило стену непонимания между Ливерпульской четверкой и Мартином.
“Это была удивительная харизма всех их четырех вместе, а не их музыка, которая меня сразила." вспоминал он позже. “Честно скажу, первое что я их спросил, что вам не нравится здесь в студии? На что, немного подумав Джордж, которого потом назовут "тихий Битл", сказал:"Мне не нравится ваш галстук". Тишина, и взрыв хохота. И все - дальше была история".
Воспринимать Джорджа Мартина только в сочетании с Битлз и их музыкой было бы ошибкой. Он родился в 1926 году 3 января (сейчас ему было бы 95 лет) . Получил классическое музыкальное образование как музыкант и композитор. До Битлз он работал с такими известными личностями театра и музыки как Peter Sellers, Spike Milligan и Bernard Cribbins. Он также работал с американской легендой джаза Ella Fitzgerald. Создавалось впечатление, что Джордж Мартин был создан для музыки с его врожденным идеальным слухом. После Битлз через его руки прошло такое количество известных музыкантов, что простое перечисление их имен заняло бы пол-статьи.
Рожденный в 1926 году в семье, которая к музыке не имела никакого отношения, он выжил в трудные и голодные годы довоенной декады 30-х, Позже служил в Военно-морском флоте в годы войны. После войны он поступил Guildhall School of Music чтобы изучать музыку, в частности композицию. Джордж Мартин встретил Брайана Эпштейна 13 февраля 1962 года. Они прослушали демо записи, подготовленные Брайаном для студии Decca, и они его не тронули. Джордж неохотно согласился прослушать эти записи, на одной из них была ранняя версия песни ‘Love Me Do’. Вскоре после этого они записали ‘Please Please Me (в ноябре 1962), после чего Джордж из комнаты звукорежиссера сказал ребятам из Ливерпуля:“Джентльмены, вы только что сделали свою первую запись".
Когда Маккартни написал свою ‘Yesterday’ для альбома 1965 Help! и после множества неудачных попыток в записи этой песни, в том числе и с Ленноном на Hammond органе — Джордж Мартин предложил струнный квартет. Это была первая запись группы с оркестром.
Маккартни скептически отнесся к этому предложению:" Мы рок-н-ролльная группа". Мартин пытался убедить Маккартни в своей правоте. Ему это удалось сделать в конце концов. И в дальнейшем Маккартни очень часто прислушивался к советам старшего товарища.
Про Yesterday Маккартни однажды вспоминал: "Он сказал, что вот так строится гармония, технически вот так. И показал как. А я часто делал наоборот. И говорил - если можно так, как ты говоришь, то может есть и другой способ. ‘Yesterday’ был типичный случай. Я предложил необычное звучание виолончели на этой песне. Джордж сказал:" Это будет уже не-струнный квартет. Я сказал:"Да?" Пусть будет так. Я хочу, чтобы было так, как я сказал",
Джорджа Мартина начали называть "пятым Битлом" не только потому, что он всегда был рядом или кто-то случайно так сказал. Его так назвали за его тонкое музыкальное чутье и понимание как должна строится музыка. Он был музыкальным экспертом группы. Конечно, не последнее значение сыграли его дружеские отношения со всей командой. Но его музыкальное чутье и понимание того, что хотят Битлз, было феноменальным. За годы работы вместе, они многому научились у него. Они стали понимать музыку как таковую, хотя не имели музыкального образования. Пол отмечает особое участие Мартина в записи альбома Revolver. Этот альбом отмечается всеми как веха перехода от концертной группы к чисто студийной. Он привнес новые черты в сотрудничество Мартина и четверки, более близкого понимания, чего можно достичь, используя технические способы записи, что могло в корне поменять звучание группы. Технические возможности раздвигали границы рок-музыки.
‘Tomorrow Never Knows’ прекрасный образец этому. Кто бы мог подумать, что разместив динамик, соединенный с микрофоном внутри Hammond органа, создаст удаленный вокал Джона Леннона и даст сырой звук. Или запись гитары и наложение ее на предыдущий трек несколько раз один за другим и в конце наложение всех их сверху, добавит эффект дребезжания и пронзительного звука. Сейчас это считается уже школой звукозаписи. Все принимают это как само собой разумеющееся. Битлз были первыми, кто стал это использовать при записи. И Мартин внес свой вклад в этот процесс.
Чтобы завершить описание вклада Мартина в мировую музыку, надо отметить его оркестровую интерпретацию песен Битлз. Он пригласил своих друзей, включая такие имена как Robin Williams, Phil Collins и Jim Carrey. Он создал версии интересных, совершенно иных, и уникальных, выбранных им самим песен Битлз — песен, которые не так часто звучали по сравнению с их знаменитыми хитами.
Обсуждая звучание классической гитары на ‘Here comes the Sun’ он рассказал, что хит Харрисона "содержал несколько очень сложных ритмов и аккордов по всей песне. На первый взгляд она кажется простой. В ней много повторов. Именно они, эти повторы, дают возможность множества тем и вариаций, что и было использовано при записи".
Мартин прекратил сотрудничество с Битлз в период работы над проектом «Get Back/Let It Be», но по просьбе музыкантов вернулся для записи Abbey Road:" Let It Be была неудачной записью, хотя на ней есть и хорошие песни. Я действительно был уверен, что это конец The Beatles, — и я предполагал, что никогда больше не буду работать с ними. Я тогда подумал: „Какой позор так закончить“. И я был очень удивлён, когда Пол позвонил мне и сказал: „Мы собираемся сделать ещё одну запись — вы хотели бы её продюсировать?“»
Маккартни сказал о нем:" Джордж Мартин оставил яркий след в моей душе и в истории британской музыки. Он был щедрым, очень тонким и интеллигентным человеком. Его понимание музыки удивительно. Я рад, что он был в моей жизни."
Жду ваших отзывов. Спасибо, что дочитали
Еще почитать о Битлз: