Среди монументальных, пафосных и торжественных надгробий Троекуровского кладбища этот небольшой, скромный памятник на могиле Юрия Степанова выделяется сразу.
Взгляд актера на фото ясен и открыт. А надгробие, как венец его жизни, раскрывает представления Юрия Константиновича об идеалах, правилах, которые он установил для себя и которым свято следовал. Автомобильная авария остановила жизнь Юрия Степанова на отметке 42.
Всего 42 года жизни - короткий срок, за который он успел так много сделать. С нами герои, воплощенные им в фильмах: «Время танцора», «Артистка», «Караси», «Гражданин начальник» и «Штрафбат».
Выросший в дали от городской суеты, деревенский мальчик Юра Степанов, с малых лет приученный к труду, к хозяйству, он и предположить не мог, что станет известным артистом, талантом которого будут восхищаться миллионы благодарных зрителей.
Качества человека «от сохи», пришедшего в искусство из глубины земли русской будут проявляться во всех его поступках и жизненных установках. Наставник, учитель Петр Наумович Фоменко раскрыл талант Юрия Степанова и пригласил в свой театр.
Он стал одним из лучших актеров театра и считал для себя невозможным в чем-то подвести своего учителя. Юрий Степанов даже не рассматривал предложения, сулившие материальную выгоду, если они могли отразиться на работе театра и поставить коллектив в затруднительное положение.
Для себя он определил раз и навсегда театр – мой дом, а в родной дом входят с чистыми помыслами. С детских лет приученный любую работу делать добросовестно, основательно, Юрий Степанов не стремился сниматься в кино, считая это антиискусством.
Но актер изменил свое отношение к кино, ему посчастливилось сниматься у режиссеров, которые отличались скрупулезным подходом к воплощению характеров и трудолюбивому Юрию Степанову это нравилось. Он привык все делать на совесть.
Режиссер Николай Досталь пригласил Степанова на роль следователя Пафнутьева в сериал «Гражданин начальник». Актер не раз с благодарностью рассказывал, как режиссер часами обсуждал с ним мельчайшие детали предстоящих съемок, добиваясь глубокого проникновения в характер героя, полного перевоплощения.
После такой серьезной подготовки на следующий день на площадке уже ничто не отвлекало от работы, шел планомерный съемочный процесс. И такая работа велась день за днем.
Режиссер и актер стали единомышленниками, друзьями, в «Штрафбат» Досталь утвердил Юрия Степанова без предварительных проб, знал – актер сыграет все, ему все подвластно. И снова Досталь разбирал, раскладывал по полочкам психологический портрет Антипа Глымова - героя, характер которого Юрий Степанов воплотил в «Штрафбате».
Юрий Степанов досконально изучал литературу о штрафных батальонах, работал над собой, готовясь к съемкам, за два с половиной месяца актер целенаправленно сбросил 37 кг.
Юрий Степанов признавался, что заработки в кино намного выше, чем в театре, но не мог поступить вопреки своим представлениям о порядочности, честности, не мог пойти против собственной совести.
Когда ему задавали вопрос, не пора приобрести собственный транспорт, чем каждый раз испытывать неудобства, добираясь после спектакля домой на случайном транспорте, актер объяснял свою позицию.
Купить машину - значит потратить весь гонорар на себя, поставить свой комфорт, удобства выше интересов жены и детей, а для главы семьи, кормильца и добытчика это был абсолютно неприемлемый вариант.
Благополучие жены и сыновей, забота о них - святые для Юрия Степанова понятия. Любящий муж и отец, он сожалел, что имеет так мало времени, чтобы с ними чаще. В сыновьях Константине (1997 г.р.), Дмитрии (2007 г.р.) видел свое продолжение, признавался, что долго ощущал сыновей частью себя и никак не привыкнуть к тому, что они все-таки существуют отдельно.
Любил жену Ирину, волновался о ее самочувствии в тот мартовский вечер и спешил домой, до родов третьего сына оставалось меньше месяца. Мальчик родился 30 марта 2010 года, Юрий – так назвали его в честь ушедшего отца.
Юрий Степанов оставил прекрасную память о себе – она в подрастающих сыновьях, которые удивительно его напоминают, память о нем в сердце любящей женщины. Юрий Степанов не считал себя горожанином, мечтал на склоне лет жить в деревне, на природе и Ирина знала об этом.
Вот и надгробие актера чем-то похоже на маленький уголок райского сада: православный крест как символ дерева жизни с райскими птицами на ветвях и колокольчиками, которые довешивают поклонники.
Свою миссию актера Юрий Степанов рассматривал как служение, возможность напомнить людям об истинных ценностях: доброте, верности, искренности, великодушии.
При малейшем дуновении ветерка звенят колокольчики, "поют" райские птички – как будто, очень деликатно, призывая нас не забывать о совести и жить честно. Также, как прожил Юрий Константинович. А вы помните, дорогие читатели этого замечательного человека и актера, его роли в театре и кино?
Благодарю вас, уважаемые читатели, за интерес к статье и моему каналу! Подписка, комментарии, лайки приветствуются. Вас ожидает много интересного!