Найти в Дзене

ПРОРОК ИСАИЯ (ч.64): БОЖИЙ «ИЗБРАННЫЙ» НАРОД

Оглавление

(Исаия 65)

Отвечая на молитвы народа, Бог решал не только те вопросы, которые лежали на поверхности; Он углублялся в самую суть проблемы людей. Конечно, Бог мог и желал спасти их, но полностью проявить милосердие Ему мешало их лицемерие. Будучи религиозными, они, тем не менее, творили всяческие злодеяния и в своё поклонение включали элементы, противные Его воле. Они должны были усвоить, что нельзя манипулировать Богом с помощью таких дел. Кроме того, им нужно было узнать, что не все иудеи составляют Божий народ и что Он задумал духовный Израиль, в который войдут даже те, что в физическом отношении не были от семени Авраама.

БОГ СОПОСТАВЛЯЕТ СВОЙ НАРОД С ДРУГИМИ НАРОДАМИ (65:1–7)

Он открывается всем народам (65:1)

«Я открылся не вопрошавшим обо Мне, Меня нашли не искавшие Меня. “Вот Я! Вот Я!” — говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим» (65:1).

Правильное толкование текста стиха 1 задаёт тон всей главе. Господь «открылся не вопрошавшим [о Нём]»; «народу, не именовавшемуся именем [Его]». Речь здесь идёт не об Иудее, ибо в Иудее всегда были такие, кто взывал к Господу. Скорее, это намёк на язычников, как уверенно заявил Павел в Рим. 10:12–20. Апостол процитировал этот отрывок из книги Исаии, чтобы до его читателей дошла истина, которую он разъяснял (ст. 20).

Когда случалась беда, иудеи молились Богу на основании того, что они Его народ. Своим ответом Он подчёркивает, что отвергает их, но откроется народу, не искавшему Его. Он больше не станет благоволить к ним только по причине их физических отношений (того, что они были семенем Авраама). По правде сказать, Божье благоволение никогда и не основывалось только на этом. Оно всегда приходило благодаря вере — такой вере, какую имел Авраам. Павел писал:

«Так, Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие — сыны Авраамовы. И Писание, провидя, что Бог по вере оправдывает язычников, предвозвестило Аврааму: "В тебе благословятся все народы". Итак, верующие благословляются с верным Авраамом» (Гал. 3:6–9).

Язычники оправдаются верой, как и Авраам.

Он знает грехи Своего народа (65:2–7)

Иудеи вели себя прямо противоположно язычникам, искавшим Господа верой. В следующих стихах Бог перечисляет грехи Своего избранного народа.

«Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путём недобрым, по своим помышлениям, — к народу, который постоянно оскорбляет Меня в лицо, приносит жертвы в рощах и сжигает фимиам на черепках, сидит в гробницах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево — в сосудах у него; который говорит: “Остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя”. Они — дым для обоняния Моего, огонь, горящий всякий день. Вот что написано пред лицом Моим: не умолчу, но воздам, воздам в недро их беззакония ваши, — говорит Господь, — и вместе беззакония отцов ваших, которые воскуряли фимиам на горах и на холмах поносили Меня; и отмерю в недра их прежние деяния их» (65:2-7).

«Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путём недобрым, по своим помышлениям», — говорит Господь (ст. 2). Та же ситуация отражена в 55:6–9. Избранный народ Божий всегда отвергал Его пути и помышления, следуя своему собственному разумению. Они возвели на престол себя, вместо того чтобы позволить Богу воцариться в их жизни. Такова суть непокорности, очевидная даже в период судей, когда «каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 17:6; см. 21:25).

Об Израиле Бог говорит, что это народ, «который постоянно оскорбляет Меня в лицо» (ст. 3). В следующих трёх стихах Господь конкретно называет некоторые оскорбления Израиля. Во-первых, он «приносит жертвы в рощах и сжигает фимиам на черепках» (ст. 3). Бог не давал указаний «приносить жертвы в рощах», равно как и «сжигать фимиам на черепках».

Во-вторых, Он говорит, что это народ, который «сидит в гробницах и ночует в пещерах» (ст. 4). Бог строго-настрого запретил некромантию (то есть любую попытку вступить в контакт с духами умерших; см. Втор. 18:9–11; Ис. 8:19, 20). Это была попытка получить сверхъестественное откровение не от Бога, а из иного источника. Народ также навлекал на себя Божий гнев тем, что «е[л] свиное мясо, и мерзкое варево [было] в сосудах у него» (ст. 4). Употребление в пищу свинины и другого нечистого мяса было под строжайшим запретом (см. Лев. 11:4–8).

В-третьих, Бог отмечает, что эти люди обычно говорили: «Остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя» (ст. 5). Эти поклонники, виновные в описанном поведении, считали себя праведнее других! Они считали себя как бы духовной элитой, подобно тому фарисею, который только и делал, что говорил: «я», «я», «я» (Лк. 18:11, 12). «Они — дым для обоняния Моего», — заявляет Господь (ст. 5). Урок, преподанный им, касается и нас: всякий, кто именует себя рабом Господа, но не проявляет смиренного послушания, вызывает у Господа только раздражение.

О тех, кто стремится вызвать восхищение своей святостью, Иисус сказал: «Они уже получают награду свою» (Мф. 6:2, 5, 16) — но вовсе не ту, на какую рассчитывают. Бог воздаст иудеям за их непослушание не похвалой, а местью (ст. 6). Меру их наказания определят их беззакония вместе с беззакониями их отцов (см. ст. 7). Иудеи этого поколения, как и предыдущего, «воскуряли фимиам на горах и на холмах и поносили» Бога (ст. 7). Беззаконие имеет свойство возрастать от предыдущего поколения к следующему. Это необязательно так (см. Иез. 18:14–18), но если сыновья не порвут с непослушанием отцов, то оба поколения испытают суровые последствия.

БОЖЬЕ ОБЕЩАНИЕ ДЕЙСТВОВАТЬ (65:8–12)

Он действует ради Своих рабов (65:8–10)

«Так говорит Господь: "Когда в виноградной кисти находится сок, тогда говорят: 'Не повреди её, ибо в ней благословение'. То же сделаю Я и ради рабов Моих, чтобы не всех погубить. И произведу от Иакова семя, и от Иуды — наследника гор Моих; и наследуют это избранные Мои, и рабы Мои будут жить там. И будет Сарон пастбищем для овец и долина Ахор — местом отдыха для волов народа Моего, который взыскал Меня"» (65:8-10).

Как добрые гроздья винограда собирались, чтобы произвести вино, так и Бог «то же сделает ради рабов [Своих]» (ст. 8). Тема праведного остатка проходит через всю книгу. Здесь Господь говорит: «И произведу от Иакова семя, и от Иуды — наследника гор Моих» (ст. 9). Позже Он пообещает, что пленные вернутся в землю своих отцов через семьдесят лет (см. Иер. 25:11, 12; 2 Пар. 36:21). «Сарон» (ст. 10) — это название плодородной равнины на побережье Средиземного моря между горой Кармил и Иоппией. В противоположность ей «долина Ахор» была практически бесплодной местностью, простиравшейся от Иерихона до Иерусалима. Со времён греха Ахана (Иис. Н. 7) эта долина для Израиля была «символом великолепного начала, испорченного грехом» (Мотьер). И плодородная, и эта бесплодная равнина были выбраны для того, чтобы сказать, что благословится вся земля. Однако весь Израиль получит это благословение. Бог обещает благоденствие лишь «для… народа Моего, который взыскал Меня».

Он действует против непокорных (65:11, 12)

«А вас, оставляющие Господа, забывающие святую гору Мою, приготовляющие трапезу для Гада и растворяющие полную чашу для Мени, — вас обрекаю Я мечу, и все вы преклонитесь для заклания, потому что Я звал и вы не отвечали; говорил — и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избирали то, что было неугодно Мне» (65:11, 12).

Стих 11 говорит о тех, кто не ищет Господа. «Гад» — это сирийский бог счастья, которому повсеместно поклонялись до вавилонского пленения. «Мени» был языческим богом судьбы, но его происхождение неизвестно. Поклонение Богу не терпит компромисса. Можно либо поклоняться Господу, либо предаться идолослужению. «Меч» и «заклание» (ст. 12) — это результат неверного выбора Иудеи. Народ не внял Божьему зову. Они «делали злое… и избирали то, что было неугодно [Богу]» (ст. 12).

ЕГО РАЗДЕЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ НА ДВЕ КАТЕГОРИИ (65:13–16)

«Поэтому так говорит Господь Бог: "Вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждой; рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа. И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьёт тебя Господь Бог, а рабов Своих назовёт иным именем, которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих"» (65:13-16).

Слово «поэтому» (ст. 13) предваряет выводы, основанные на предыдущих обещаниях благословений и угроз наказания. «Так говорит Господь Бог» подчёркивает, что эти заявления изрекает Бог Вседержитель. Проводится резкий контраст между Его «рабами» и непокорными. Бог снова говорит, что «рабов Своих назовёт иным именем». Здесь Бог повторяет высказанное ранее обещание тем, кто не допускался к поклонению в Израиле: евнухам и язычникам (56:4, 5; 62:2).

Титул «Бог истины» встречается только в стихе 16. Еврейское слово «истина» (амен) указывает на то, что Он есть Бог Аминь. (См. Отк. 3:14). Он держит Своё слово!

ОПИСАНИЕ БОГОМ НОВОГО НЕБА И НОВОЙ ЗЕМЛИ (65:17–25)

Этот отрывок является прелюдией к последнему суду, изображённому в главе 66. Он представляет собой заключительный комментарий Бога, касающийся избавления и праведности, — тем, на которых главным образом сосредоточены главы 56–66. Эти мысли наверняка вдохновляли на праведность в дни Исаии — как, впрочем, и сегодня.

«Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю. Ибо вот, Я творю Иерусалим весельем и народ его — радостью. И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моём; и не будет слышен в нём более голос плача и голос вопля. Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношей, но столетний грешник будет проклинаем. И будут строить дома и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих. Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем, благословенным Господом, и потомки их с ними. И будет: прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу. Волк и ягнёнок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змеи прах будет пищей: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей», — говорит Господь» (65:17-25).

«Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю», — заявляет Бог (ст. 17). Начальное «вот» предваряет заявление, которое Бог делает в подтверждение сказанного в стихах 1 и далее. Слово «творю» (боре), имеющее общий корень с употреблённым в Быт. 1:1, означает сотворение мира и подчёркивает намерение Господа дать начало чему-то новому. Прежний порядок не будет вспоминаться и не придёт на ум (см. ст. 17). Мессианское царство будет новым и совершенно другим. Гомер Хейли говорит:

«Этот выразительный язык подчёркивает, что вся прежняя система, включавшая особый физический народ и географическую область, кровавые жертвы и культовые обряды, будут полностью устранены и навсегда исчезнут».

Павел писал: «Итак, кто во Христе, тот новое творение; древнее прошло, теперь всё новое» (2 Кор. 5:17).

Прибегая к аналогии древнего Иерусалима, Исаия рисует картину нового «Иерусалима», сотворённого Богом для веселья и радости (см. ст. 18). Не только народ, но и Сам Господь будет «радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моём» (ст. 19). В новом Иерусалиме не будет слышен «голос плача и голос вопля» (ст. 19). Не будет там смерти малолетних (ст. 20), а изгнание из домов и полей останется в прошлом (ст. 21–23). Люди и их потомки будут «семенем, благословлённым Господом» (ст. 23). В Божьем граде не будет недостатка в общении с Господом. Он обещал слушать и отвечать людям даже «прежде нежели они воззовут» и когда «они ещё будут говорить» (ст. 24). Это напоминает нам картину небес у апостола Иоанна (Отк. 21:1–5).

В образах, очень близких образам праведного царствования Отрасли в 11:6, Исаия говорит, что в Божьем царстве не будет опасности, символически выраженной «волком», «львом» и «змеёй» (ст. 25). Эти животные «символизируют все уничтожающие, терзающие и отравляющие аспекты нашего мира как в самой человеческой природе, так и вне её» (Освальт). Фраза «а для змеи прах будет пищей» соотносится с Быт. 3:14, где Бог сказал змею: «И будешь есть прах во все дни жизни твоей». Использованная здесь лексика подтверждает, что этот отрывок относится к мессианскому царству.

БОГ И ЕГО НАРОД

В 64:1 Бога призывают разорвать небеса и сойти, продемонстрировав Свою великую силу. Глава 65 даёт нам Божий ответ на эту мольбу. В Его многостороннем ответе очевиден божественный взгляд на то, как Бог взаимодействует со Своим народом.

Во-первых, Бог всегда готов ответить, когда Его народ взывает к Нему. Он никогда не остаётся равнодушным и безучастным, но напряжённо ждёт, когда же прозвучат молитвы тех, кто не думает о Нём. Он говорит: «Я открылся не вопрошавшим обо Мне, Меня нашли не искавшие Меня» (ст. 1). Никто из тех, кто приходит к Богу с искренним, покорным сердцем, не будет отвергнут. Бог примет их и покроет Своей благодатью.

Во-вторых, Бог не благословит тех, кто не ищет Его. Почему Он не отвечал на их молитвы? Мы читаем: «“Вот Я! Вот Я!” — говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим» (ст. 1). Люди были равнодушны к Богу; они не нуждались в Нём. Бог ждал, но они не приходили. Он никогда не входит в сердце, в котором будет нежеланным гостем.

В-третьих, Он хочет благословлять, но постыдные поступки вызывают в Нём гнев. Он говорит: «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путём недобрым, по своим помышлениям, — к народу, который постоянно оскорбляет Меня в лицо…» (ст. 2–5). Бог говорит, что народ этот — словно дым для Его обоняния (ст. 5). Его праведность не допускает никакого другого ответа.

В-четвёртых, хотя Его сердце исполнено любви, Он всегда судит грех. Он не может закрыть глаза на грех или оправдать его. Он говорит: «Вот что написано пред лицом Моим: не умолчу, но воздам, воздам в недро их беззакония ваши… и вместе беззакония отцов ваших, которые воскуряли фимиам на горах, и на холмах поносили Меня; и отмерю в недра их прежние деяния их» (ст. 6, 7). Он не будет искать оправдания ни нам, ни нашим отцам, идущим по пути греха. Неповинующиеся Богу в конечном итоге претерпят ту же участь, что и грех, который для них так дорог.

В-пятых, Его народ дорог Ему, и когда возникнет такая необходимость, Он ради осуществления Своих замыслов будет работать через малый остаток. Бог спасёт немногих, даже если вокруг них будут одни отступники. Он сказал: «Когда в виноградной кисти находится сок, тогда говорят: “Не повреди её, ибо в ней благословение”. То же сделаю Я и ради рабов Моих, чтобы не всех погубить. И произведу от Иакова семя, и от Иуды — наследника гор Моих; и наследуют это избранные Мои, и рабы Мои будут жить там» (ст. 8, 9). Бог спасёт Своих рабов, пусть даже они будут невелики числом и скрыты от взора многих.

В-шестых, те, кто упорствует в зле и не желает покаяться, будут уничтожены. Бог сказал: «А вас, оставляющие Господа, забывающие святую гору Мою, приготовляющие трапезу для Гада и растворяющие полную чашу для Мени, — вас обрекаю Я мечу, и все вы преклонитесь для заклания: потому что Я звал и вы не отвечали; говорил — и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избирали то, что было неугодно Мне» (ст. 11, 12).

В-седьмых, сохраняющие веру в Бога обретут славное будущее. Бог любит Своих верных и позаботится о них — не только теперь, но и в будущем. Он обещал: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю. Ибо вот, Я творю Иерусалим весельем и народ его — радостью. И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моём; и не будет слышен в нём более голос плача и голос вопля» (ст. 17–19). Бог ответит Своим избранникам: «И будет: прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу» (ст. 24). Бог устранит конфликт и противоречие, даровав время совершенного мира: «“Волк и ягнёнок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змеи прах будет пищей: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей”, — говорит Господь» (ст. 25).

Один из важнейших вопросов, которые можно задать, — «Как Бог относится к Своему народу?» В этой главе многие аспекты Его отношения к тем, кто поклоняется Ему, выражены простыми словами, прямо или косвенно. Он желает отвечать на молитвы, но не станет благословлять не ищущих Его. Он приходит в ярость от постыдных дел и будет судить грех. Он хоть и любит, но всё равно уничтожит упорствующих в грехе. Когда возникнет такая необходимость, Он для исполнения Своей работы призовёт остаток и позаботится о том, чтобы пребывающие в Нём имели славное будущее.

Церковь Христа