Вампирская тематика известна и любима во всем мире. Восхищение ей обусловлено антуражем мрачной романтики, готичной красоты и декаданса. Однако, несмотря на популярность жанра у русскоязычной аудитории, читатели привыкли к тому, что вампирские саги и романы — прерогатива зарубежных авторов. Это в первую связано с тем, что на западе писалась «классика» жанра, начиная с Брэма Стокера и Джозефа Шеридана ле Фаню и заканчивая Стивенов Кингом и Энн Райс.
Однако русскоязычные авторы не отстают от зарубежных коллег. Причем нередко их произведения ничем не хуже, несмотря на огромное количество уже написанного по теме и, как следствие, стереотипность жанра. А в некоторых случаях авторам удается создать произведения с абсолютно оригинальными и интересными мирами, которые по праву можно назвать жемчужинами жанра.
Алексей Толстой «Семья вурдалака»
Алексею Константиновичу было проще сочинять про упырей, поскольку он писал в те времена, когда это не было мейнстримом. 21-летний граф создал это произведение в 1839 г., причем изначально на французском языке. Сюжет повести строится на рассказе главного героя, вымышленного маркиза д’Юфре, который отправился с дипломатической миссией к правителю Молдавии. По пути он остановился на ночлег в одной из попутных сербских деревушек, где познакомился с семейством старого Горчи. Старик в это время ушел в горы, чтобы разбить шайку турецкого грабителя Алибека. При этом Горча предупредил домашних, что если он будет отсутствовать больше 10 дней, а после вернется, они должны будут вбить в него осиновый кол.
Д’Юфре появился в деревне в утро, когда 10-дневный срок должен был истечь. К вечеру Горча вернулся, но домочадцы не смогли вбить в главу семьи посторонний предмет, хотя старик вел себя странно. А потом в доме начали умирать люди. Дипломат видит все это, но не может помочь: он вынужден уехать по делам службы, несмотря на то, что влюбился в дочь Горчи. Через полгода маркиз вернулся. Однако он и не подозревал, что семья, некогда приютившая его, превратилась в живых мертвецов.
Сергей Лукьяненко, серия «Дозоров»
Образец оригинальной городской фэнтези, где вампиры не окутаны флером романтики, а тем более не предстают супергероями, вертящими мироздание и его законы на кончике клыка. Во вселенной Лукьяненко живут Иные — бывшие люди, которые наделены способностями к магии. Они разделены на Темных и Светлых, а вампиры лишь часть из них. При этом гемоглобинозависимые существуют на правах парий даже среди своих, поскольку относятся к презираемой касте «низших» Темных.
Несмотря на незавидное положение, вампиры сыграют в жизни «Дозоров» значительную роль. Молодой и талантливый парень Костя Саушкин, с детства обращенный отцом, вдохновится идеями свободы и равенства и захочет превратить в Иных всех людей на планете.
Дмитрий Громов, «Путь проклятых»
Написанная одним из Олдей «апология некроромантизма» рассказывает об обычном среднестатистическом вампире с оригинальным именем Влад. И хотя парень ни разу не Дракула, но сверхспособностей у него хватает. чтобы помирить собственную совесть с натурой вечно голодного кровожадного хищника, парень активно прореживает ряды городских бандитов. Но однажды в устоявшемся мире вампира происходит сбой: он встречает Эльвиру — необычную девушку, которая не просто не боится его, но хочет стать такой же как Влад. Парень обращает ее, но тут на их след выходит Бессмертный Монах — самый известный и успешный охотник на нежить.
Дмитрий Громов написал добротный боевик с философским подтекстом, который заставляет задуматься и искать истоки зла не во внешнем мире, а внутри себя. Однако многие читатели и критики отметили, что повести, несмотря на отличный слог и прекрасный сюжет, «чего-то не хватает». На одном из интернет-ресурсов сам автор так прокомментировал этот вопрос: «Этой книге не хватает одного: соавторства Олега Ладыженского». Так что «Путь проклятых» не стоит рассматривать сквозь призму творчества Олди.
Алексей Пехов, Елена Бычкова, Наталья Турчанинова, цикл «Киндрэт»
Отлично продуманное и проработанное городское фэнтези от признанных мастеров жанра. В цикле вампиры разделены на кланы, принадлежность к которым полностью раскрывают скрытый потенциал и определенные таланты личности неофита. Кланы «кровных братьев», киндрэт, находятся в состоянии непрекращающейся конфронтации, интригуя или открыто воюя за сферы влияния и власть. Но однажды шаткое равновесие нарушает Основатель — сверхсущество, которое вобрало в себя особенности всех кланов. Его появление грозит полным уничтожением мира вампиров, поскольку Основатель питается только кровью киндрэт, не имеет никакой морали и хочет странного.
Одна из лучших «вампирских» серий среди написанного на русском языке. Авторы отлично раскрывают характеры и мотивацию персонажей, что в совокупности с небанальным сюжетом делает вселенную «Киндрэт» правдоподобной, выпуклой и живой. Странно, что ее до сих пор не экранизировали, мог бы получиться отличный сериал, затмевающий всю любовно-слезливую вурдалачью романтику, активно штампующуюся на западе.
Марина и Сергей Дяченко, «Казнь»
Семейный дуэт Дьяченко, как всегда, радует проработанным миром, нестандартной подачей и живым слогом. В этот раз Марина и Сергей замахнулись на невозможное: они сотворили Создателя. В основе сюжета лежит взаимоотношения писательницы Ирены Хмель с бывшим мужем, Анджеем Кромаром, — человеком, создавшим альтернативную вселенную и потерявшимся в ней.
Ирена идет искать бывшего возлюбленного и попадает в водоворот событий. Сначала ее приговаривают к смертной казни, а потом женщину выкупает вампир. Как сложится дальнейшая судьба героев и чем закончилась книга? Ответы на эти вопросы придется дать самому читателю. Концовка книги выполнена в фирменном, «дьяченковском» стиле: недосказанность, зависшая в воздухе, оставляет судьбу персонажей полностью во власти читательской фантазии.
Барон Олшеври, «Вампиры»
Один из самых загадочных романов-мистификаций вампирской тематики. Авторство неизвестно до сих пор, несмотря на то, что «Вампиры» были изданы в 1912 г. Книга написана под явным влиянием «Дракулы» Брэма Стокера, но развивает, дополняет и углубляет тему, поднятую «отцом» трансильванского графа-кровопийцы. Сюжет романа является своеобразным продолжением «Дракулы». Группа аристократов, приехавшая вступать во владение старинным замком, сполна вкушает все прелести «готического» антуража и атмосферы. Им придется столкнуться с мрачными и кровавыми тайнами прошлого, ожившими мертвецами и воплощенным злом, скрывающимся под личиной самых близких людей.
Поскольку авторство романа доподлинно неизвестно, определить национальность барона Олшеври не представляется возможным. Но на русское происхождение слишком явно указывает то, что впервые книга была издана в России, а псевдоним «Б. Олшеври» слишком похож на каламбур («больше ври»). Эту же игру слов, равно как и фантастичность произведения подтверждает эпиграф «Не любо — не слушай, а врать не мешай».
Виктор Пелевин, «Empire V»
Пелевинский вампир Рама Второй, пожалуй, самый известный упырь постсоветского пространства. Роман самого известного и загадочного русского постмодерниста рассказывает о закулисье нашего мира, где бал правят вампиры, управляя массами при помощи финансовых инструментов и СМИ, «гламура и дискурса». В эту закрытую касту попадает обычный обыватель Рома, который после обучения умениям и завершения инициации получает доступ к тайным механизмам власти.
Теперь Роме нужно поменять образ мыслей и научиться жить по новым законам. А Виктору Пелевину — развенчать романтичный образ вампиров и вдребезги разгромить конспирологические теории о тайной касте сверхчеловеков, управляющих миром. Что писатель и делает в свойственной ему ироничной манере.