Найти в Дзене

Семь книг о вампирах от наших авторов

Вампирская тематика известна и любима во всем мире. Восхищение ей обусловлено антуражем мрачной романтики, готичной красоты и декаданса. Однако, несмотря на популярность жанра у русскоязычной аудитории, читатели привыкли к тому, что вампирские саги и романы — прерогатива зарубежных авторов. Это в первую связано с тем, что на западе писалась «классика» жанра, начиная с Брэма Стокера и Джозефа Шеридана ле Фаню и заканчивая Стивенов Кингом и Энн Райс.

Однако русскоязычные авторы не отстают от зарубежных коллег. Причем нередко их произведения ничем не хуже, несмотря на огромное количество уже написанного по теме и, как следствие, стереотипность жанра. А в некоторых случаях авторам удается создать произведения с абсолютно оригинальными и интересными мирами, которые по праву можно назвать жемчужинами жанра.

Алексей Толстой «Семья вурдалака»

Алексею Константиновичу было проще сочинять про упырей, поскольку он писал в те времена, когда это не было мейнстримом. 21-летний граф создал это произведение в 1839 г., причем изначально на французском языке. Сюжет повести строится на рассказе главного героя, вымышленного маркиза д’Юфре, который отправился с дипломатической миссией к правителю Молдавии. По пути он остановился на ночлег в одной из попутных сербских деревушек, где познакомился с семейством старого Горчи. Старик в это время ушел в горы, чтобы разбить шайку турецкого грабителя Алибека. При этом Горча предупредил домашних, что если он будет отсутствовать больше 10 дней, а после вернется, они должны будут вбить в него осиновый кол.

-2

Д’Юфре появился в деревне в утро, когда 10-дневный срок должен был истечь. К вечеру Горча вернулся, но домочадцы не смогли вбить в главу семьи посторонний предмет, хотя старик вел себя странно. А потом в доме начали умирать люди. Дипломат видит все это, но не может помочь: он вынужден уехать по делам службы, несмотря на то, что влюбился в дочь Горчи. Через полгода маркиз вернулся. Однако он и не подозревал, что семья, некогда приютившая его, превратилась в живых мертвецов.

Сергей Лукьяненко, серия «Дозоров»

Образец оригинальной городской фэнтези, где вампиры не окутаны флером романтики, а тем более не предстают супергероями, вертящими мироздание и его законы на кончике клыка. Во вселенной Лукьяненко живут Иные — бывшие люди, которые наделены способностями к магии. Они разделены на Темных и Светлых, а вампиры лишь часть из них. При этом гемоглобинозависимые существуют на правах парий даже среди своих, поскольку относятся к презираемой касте «низших» Темных.

-3

Несмотря на незавидное положение, вампиры сыграют в жизни «Дозоров» значительную роль. Молодой и талантливый парень Костя Саушкин, с детства обращенный отцом, вдохновится идеями свободы и равенства и захочет превратить в Иных всех людей на планете.

Дмитрий Громов, «Путь проклятых»

Написанная одним из Олдей «апология некроромантизма» рассказывает об обычном среднестатистическом вампире с оригинальным именем Влад. И хотя парень ни разу не Дракула, но сверхспособностей у него хватает. чтобы помирить собственную совесть с натурой вечно голодного кровожадного хищника, парень активно прореживает ряды городских бандитов. Но однажды в устоявшемся мире вампира происходит сбой: он встречает Эльвиру — необычную девушку, которая не просто не боится его, но хочет стать такой же как Влад. Парень обращает ее, но тут на их след выходит Бессмертный Монах — самый известный и успешный охотник на нежить.

-4

Дмитрий Громов написал добротный боевик с философским подтекстом, который заставляет задуматься и искать истоки зла не во внешнем мире, а внутри себя. Однако многие читатели и критики отметили, что повести, несмотря на отличный слог и прекрасный сюжет, «чего-то не хватает». На одном из интернет-ресурсов сам автор так прокомментировал этот вопрос: «Этой книге не хватает одного: соавторства Олега Ладыженского». Так что «Путь проклятых» не стоит рассматривать сквозь призму творчества Олди.

Алексей Пехов, Елена Бычкова, Наталья Турчанинова, цикл «Киндрэт»

Отлично продуманное и проработанное городское фэнтези от признанных мастеров жанра. В цикле вампиры разделены на кланы, принадлежность к которым полностью раскрывают скрытый потенциал и определенные таланты личности неофита. Кланы «кровных братьев», киндрэт, находятся в состоянии непрекращающейся конфронтации, интригуя или открыто воюя за сферы влияния и власть. Но однажды шаткое равновесие нарушает Основатель — сверхсущество, которое вобрало в себя особенности всех кланов. Его появление грозит полным уничтожением мира вампиров, поскольку Основатель питается только кровью киндрэт, не имеет никакой морали и хочет странного.

-5

Одна из лучших «вампирских» серий среди написанного на русском языке. Авторы отлично раскрывают характеры и мотивацию персонажей, что в совокупности с небанальным сюжетом делает вселенную «Киндрэт» правдоподобной, выпуклой и живой. Странно, что ее до сих пор не экранизировали, мог бы получиться отличный сериал, затмевающий всю любовно-слезливую вурдалачью романтику, активно штампующуюся на западе.

Марина и Сергей Дяченко, «Казнь»

Семейный дуэт Дьяченко, как всегда, радует проработанным миром, нестандартной подачей и живым слогом. В этот раз Марина и Сергей замахнулись на невозможное: они сотворили Создателя. В основе сюжета лежит взаимоотношения писательницы Ирены Хмель с бывшим мужем, Анджеем Кромаром, — человеком, создавшим альтернативную вселенную и потерявшимся в ней.

-6

Ирена идет искать бывшего возлюбленного и попадает в водоворот событий. Сначала ее приговаривают к смертной казни, а потом женщину выкупает вампир. Как сложится дальнейшая судьба героев и чем закончилась книга? Ответы на эти вопросы придется дать самому читателю. Концовка книги выполнена в фирменном, «дьяченковском» стиле: недосказанность, зависшая в воздухе, оставляет судьбу персонажей полностью во власти читательской фантазии.

Барон Олшеври, «Вампиры»

Один из самых загадочных романов-мистификаций вампирской тематики. Авторство неизвестно до сих пор, несмотря на то, что «Вампиры» были изданы в 1912 г. Книга написана под явным влиянием «Дракулы» Брэма Стокера, но развивает, дополняет и углубляет тему, поднятую «отцом» трансильванского графа-кровопийцы. Сюжет романа является своеобразным продолжением «Дракулы». Группа аристократов, приехавшая вступать во владение старинным замком, сполна вкушает все прелести «готического» антуража и атмосферы. Им придется столкнуться с мрачными и кровавыми тайнами прошлого, ожившими мертвецами и воплощенным злом, скрывающимся под личиной самых близких людей.

-7

Поскольку авторство романа доподлинно неизвестно, определить национальность барона Олшеври не представляется возможным. Но на русское происхождение слишком явно указывает то, что впервые книга была издана в России, а псевдоним «Б. Олшеври» слишком похож на каламбур («больше ври»). Эту же игру слов, равно как и фантастичность произведения подтверждает эпиграф «Не любо — не слушай, а врать не мешай».

Виктор Пелевин, «Empire V»

Пелевинский вампир Рама Второй, пожалуй, самый известный упырь постсоветского пространства. Роман самого известного и загадочного русского постмодерниста рассказывает о закулисье нашего мира, где бал правят вампиры, управляя массами при помощи финансовых инструментов и СМИ, «гламура и дискурса». В эту закрытую касту попадает обычный обыватель Рома, который после обучения умениям и завершения инициации получает доступ к тайным механизмам власти.

-8

Теперь Роме нужно поменять образ мыслей и научиться жить по новым законам. А Виктору Пелевину — развенчать романтичный образ вампиров и вдребезги разгромить конспирологические теории о тайной касте сверхчеловеков, управляющих миром. Что писатель и делает в свойственной ему ироничной манере.