Человеческий голос – это, без сомнения, музыкальный инструмент, которым можно научиться виртуозно пользоваться.
Когда же наступает момент, с которого вашего малыша можно отдать в профессиональные руки? Этот вопрос интересует многих родителей. Специалисты отвечают просто: «Чем раньше, тем лучше».
Начинать обучение искусному владению голосом нужно еще в детском возрасте. Ведь работа над голосом – это достаточно длительный процесс. Как сделать это бережно, чтобы сохранить и развить музыкальные способности ребенка?
Время начала музыкальных занятий достаточно индивидуально. Это очень зависит от общего развития ребенка, от его темперамента и внимания, от развития речи, от усидчивости и интереса к музыке. Если ваш ребенок способен удерживать внимание в течение 15 минут, то он готов к занятиям. Начинают с короткого урока, постепенно увеличивая время до получаса. Такое вхождение в учебный процесс занимает от месяца до трех. И только очень немногие педагоги умеют профессионально заниматься музыкой с совсем маленькими детьми по методикам, соответствующим младшему возрасту.
Обучение вокалу детей очень увлекательно. Чтобы напевать мотивы разных песен, не нужно быть профессиональным певцом, но, если у Вашего малыша есть данные, не стоит упускать шанса, лучше занятия по постановке голоса у детей начинать как можно раньше, занимаясь с преподавателем по обучению вокалу детей.
Многие современные родители говорят, что не хотели бы принуждать свое чадо к серьезным занятиям в раннем возрасте. И действительно, малыши, к которым предъявляются непомерные требования, рискуют перенапрячь неустоявшуюся нервную систему. Примером может служить ребенок, начавший профессиональное обучение в 4 года, а в 6 дающий сольные концерты и занимающийся по нескольку часов в день.
Однако важно не впасть и в другую крайность – бывают случаи, когда родители, услышав капризы собственного ребенка о том, что он не хочет идти на урок, думают, что имеют дело с осознанным решением. Но решение в этом случае принимают только родители, перекладывать ответственность на малыша было бы, мягко говоря, преждевременно. У него может быть просто плохое настроение и дело родителей успокоить, отвлечь малыша и не акцентировать его внимание на теме «не хочу», ведь ребенок не видит пока перспективы своего развития, он всего лишь сосредоточен на сиюминутной эмоции, которую необходимо нейтрализовать.
Главная движущая сила развития ребенка – это игра. Эмоции малышей непосредственны, выражать их по любому поводу естественно для этого возраста. Для этого есть специализированные игровые вокальные методики для детей 3,4 лет. Задача преподавателя – сделать урок интересным, увлекательным для маленьких детей, но при этом не превращать его только в игру, сохранить образовательную, обучающую функцию. Использование специальных подходов в занятиях пением с дошкольниками позволяет педагогу концентрировать внимание детей, поддерживать интерес к занятиям и эффективно решать педагогические задачи.
Занятия профессиональным пением с 3, 4 лет достаточно большая редкость. Однако, именно в этом возрасте начинают профессиональную подготовку, развивая двигательные навыки в спорте – гимнастике, фигурном катании, плавании…
Вокальные навыки – являются разновидностью двигательных навыков и нуждаются в раннем развитии. Ребенку, который пришел заниматься в раннем возрасте, придется перебороть множество своих страхов. И одного вокала здесь мало. Необходимо обладать харизмой, артистичностью, психологической устойчивостью. Однако, дети, начавшие занятия музыкой в раннем возрасте, имеют огромное профессиональное преимущество перед сверстниками, начавшими заниматься в 6-7 лет, при прочих равных условиях. Это происходит благодаря овладению звуковой и двигательной информацией на уровне «родного языка», то есть на уровне подсознания.
В случае если ребенок не станет профессиональным музыкантом, он также получит мощный толчок для развития многих основных навыков, связанных с учебным процессом и общим развитием мозга.
Однако, оптимальным для обучения именно вокалу считается возраст от 7 лет. Так как ребенок уже осознанно подходит к выполнению упражнений и рекомендаций педагога, с этого периода преподаватель может уделять больше внимания на технику исполнения, а не только заниматься общим музыкальным развитием ребенка, что, как правило, проводится до 7 летнего возраста.
В процессе пения участвуют различные группы мышц, которые на занятиях вокалом развиваются. Тренируются голосовые связки, голос приобретает звучность и тембральную окраску, расширяется диапазон. Улучшается координация движений задействованных мышц, голос становится технически более управляемым и подвижным. Уменьшается утомляемость голосового аппарата. Повышается четкость дикции. Кроме того, тренируется музыкальный слух и музыкальная память. Развивается художественный вкус, умение слушать, понимать и исполнять серьезную музыку. Также занятия вокалом положительно влияют на организм. В последние десятилетия большинство таких предположений получило научное подтверждение. Пение - это большая польза! Тренируется дыхание, появляется возможность петь (или произносить) на одном дыхании более длинные фразы. Благодаря постоянной вентиляции легких значительно снижается риск заболеваний дыхательной системы. Физическая работа, совершаемая организмом при пении, способствует укреплению здоровья.
Конечно, петь можно и дома, однако в студии педагог будет заниматься с ребенком постановкой точного интонирования, дикции, правильного дыхания. Он также сможет подобрать детский репертуар, доступный для восприятия и воспроизведения малышами. Например, нужно найти такую песню, которую крохе будет удобно исполнять по диапазону. Но даже если понравившаяся песня не совсем соответствует голосу ребенка, при современных технологиях педагог может сделать ее более высокой или низкой, то есть подходящей для исполнения конкретным малышом. Главный же критерий отбора песен состоит в том, чтобы они нравились ребенку.
Если Ваш ребенок любит петь (а кто из детей не любит?) и хочет учиться, смело ведите его к ПРОФЕССИОНАЛУ!
При занятиях с опытными педагогами, обучение вокалу детей идет им пользу:
- развитый музыкальный слух, знание классического и эстрадного репертуара благотворно повлияют на вкус ребенка,
- умение владеть своим голосом подарит уверенность в себе,
- поставленное дыхание укрепит сосуды и поможет противостоять простудам.
Важно! Занятия пением должны приносить крохе радость, а значит, нельзя переусердствовать. Не надо заменять все детские игры музыкальными занятиями. Для дошкольников вполне достаточно одного-двух занятий в неделю. Нагружать малыша многочисленными упражнениями дома также не стоит. Лучше создать музыкальную среду, в которой крохе будет весело и комфортно.
Конечно, каждый ребенок уникален, и решение нужно принимать индивидуально, учитывая его способности, желание, темпы развития, готовность к занятиям и даже состояние здоровья. И все же лучше начать капельку раньше, чем опоздать, но!!! следует учитывать, что голосовой аппарат ребенка очень хрупкий, поэтому заниматься следует с особой осторожностью. Педагог должен иметь опыт работы с детским вокалом. Обязательно наличие у ребенка слуха и вокальных данных, иначе занятия не будут вызывать положительных эмоций, станут обременительны и трудны для детского голоса. Перегрузка детского голоса и занятия в период мутации могут привести к необратимым последствиям.
«Многие дети не очень хорошо интонируют, так как еще плохо умеют управлять своим голосом, но даже если малыш не попадает точно в ноты, это не страшно. Постепенно он научится, было бы желание и хороший педагог».
Принципиально не имеет значение, в каком возрасте начинать обучение пению. Можно научиться петь в любом возрасте.
Естественно одной единой цифры для всех нет! И более того, для каждого человека пик развития голоса индивидуальный, а значит и период жизни, в котором следует начинать учиться петь, для каждого тоже индивидуален!
Не экономьте на обучении ребенка и не пытайтесь обучать его сами: нежный детский голос легко травмировать, и работать с малышом или подростком должен ПРОФЕССИОНАЛ!