Найти в Дзене
Мысли у камина

О добре, зле и графе де Бюсси

Представления наши о добре и зле  донельзя субъективны. Начиная с того, что вообще считать таковыми (ведь делая что-то во благо себе, мы мало задумываемся о том, как наши поступки, слова, мысли воспримут окружающие) и до наших представлений о том, как должен выглядеть конкретный носитель добра или зла. Но, если какой-либо ангел всегда прекрасен ликом, то почему Люцифер, по сути являющийся таким же ангелом, представляется нам каким-то рогатым чудищем с отвратительным парфюмом в виде запаха серы? Почему  наш яркий и разноцветный мир давно поделен нашим сознанием на черное и белое? Без оттенков. Как в старых американских вестернах, где злодей обязан носить  черную шляпу, тогда, как благородный герой – только белую. Мы всегда ищем в тех, кого считаем злодеями какие-либо изъяны, даже тогда, когда отдаем должное их достоинствам. Какое-нибудь грязное пятно, шрам или другой изъян. Или просто добавляем пару десятков лет к их реальному возрасту. Ведь если представить противоборствующие стороны равными по обаянию, пропадает конфликт. Такие мысли пришли ко мне, когда, в предверии новогодних праздников, я, щелкая пультом от телевизора, «набрел» на «Графиню де Монсоро» с Домогаровым в роли Бюсси.

-2

Все четко, все по принятым сознанием стандартам. Бюсси благороден, влюблен, красив, ловок, верен любимой и друзьям, в ярком, или белоснежном колете, еще немного и нимб святости озарит чело «последнего рыцаря Франции».  И граф де Монсоро – немолодой, жестокий и коварный, предпочитающий темные одежды. Все по канонам жанра, все по общепринятыми представлениями о добре и зле. И все прекрасно, если не знать, что реальный Луи де Клермон, сеньор д’Амбуаз граф де Бюсси  во время Варфоломеевской ночи, как повар каплунов, прирезал пару своих родственников, с которыми у него были тяжбы из-за наследства, мотивируя свой поступок тем, что те бы были гугенотами, Если не знать, что «последний рыцарь Франции» намного раньше встречался с графиней де Монсоро и она не произвела на него никакого впечатления и, только став губернатором Анжу, он стал от скуки волочиться за графиней, жившей неподалеку и тоже откровенно скучающей в отсутствии мужа, частенько отлучающегося по делам службы. А добившись своего, красочно описал в письмах друзьям, как «чпокнул» Прекрасную Даму. Естественно, слухи об этом достигли мужниных ушей и тот, заставив написать жену письмо де Бюсси, заманившее того в ловушку, с десятком слуг и прирезал скучающего 30-летнего ловеласа. Справедливости ради стоит добавить тот дрался храбро и успел отправить большинство противников к праотцам, прежде, чем сам отправился туда же.  Кстати, и де Бюсси, и де Монсоро были ровесниками.  А избавившись от ухажёра, семейство Монсоро прожило долгую и счастливую жизнь, оставив после себя шестерых детей, и умерев практически одновременно. Как в хорошей доброй сказке. Но кому это интересно, если версия событий, изложенная Дюма-отцом,  более соответствует нашим представлениям о том, «что такое хорошо и что такое плохо»?