В I-III веках н. э. Древний Египет завоевывает сначала Александр Македонский, а потом и римляне. Это привело к значительным изменениям в местном искусстве, и в Египте рождается совершенно новая и уникальная форма живописи – погребальный, он же фаюмский, портрет. Это реалистичные изображения мужчин и женщин, которые создавались при жизни заказчиков и хранились в их домах, а после смерти становились погребальной маской для мумии умершего. Жутковатая традиция, однако. Чем-то напоминает посмертные фотографии викторианской эпохи.
Египетские погребальные портреты создавались по строгим канонам. Все должно было соответствовать следующим правилам:
- использование сусального золота. Иногда золотом покрывался весь фон, иногда лишь венки и отдельные детали.
- древесина в качестве основы. Портреты выполнялись на местных породах дерева (липа, тис, платан) или импортированных (ель, сосна, кедр).
- применение клеевого грунта.
- рисование восковыми красками (энкаустика).
Фаюмские портреты носили отчетливо религиозный характер. Народы, находящиеся под властью Древнего Рима, в своем искусстве так или иначе отражали распространение новой веры – христианства. Теперь мастера, в том числе и Египта, старались подчеркнуть не телесное начало своих заказчиков, а духовное. Египтян, как и прежде, продолжает интересовать загробная судьба души, но и при жизни лица людей скорбны, а глаза полны печали.
В 395 году н. э. происходит разделение Римской империи на Восточную и Западную. Это приводит и к разделению христианской церкви на православную и католическую соответственно. Восточная Римская Империя получает название Византия. Она становится оплотом православия, которое легло в основу византийского искусства. Именно там возникает иконопись – традиция, сохраняющаяся по сей день в том числе в России.
Древнейшие из дошедших до нас византийских икон относятся к VI веку. На них можно увидеть влияние древнеегипетской культуры в целом и фаюмских портретов в частности. Самая известная из икон того периода – Спас Вседержитель. Она, как и погребальные портреты, выполнена восковыми красками на деревянной основе. Доски скрепляли шпонками и покрывали сверху грунтом, изготовленным на рыбьем клее. От египетской традиции иконы также унаследовали огромные глаза, скорбные лица и традиционный золотой фон.
В настоящее время икона хранится в монастыре святой Екатерины на Синае и, по всей видимости, была написана в Константинополе – столице Византии. Такого высокого уровня исполнения могли добиться скорее столичные мастера.
Еще об иконописи можно прочитать здесь: «Поцелуй Иуды» Джотто – новая эпоха развития живописи
и здесь: Губерт и Ян ван Эйк. Гентский алтарь – гимн Нидерландского Возрождения