Найти в Дзене
Две Войны

«Еще хотя бы раз взлететь!»- как сложилась судьба первого военного лётчика в России

Оглавление

Человечество с глубокой древности стремилось покорить небеса. И в ХХ веке мечта стала реальностью. Поначалу летательные аппараты были очень примитивными и не использовались в боевых целях. Но отчаянные и смелые молодые люди не останавливались даже перед лицом смерти, лишь бы снова взмыть в небо. Один из таких храбрецов – Евгений Руднев, первый военный летчик в Российской Империи.

Полет над Исаакиевским собором

Первый в истории России военный аэродром находился на Гатчине, в 42 км от Петербурга. Там осваивали профессию будущие военные летчики. Евгений Руднев был третьим, кто освоил аэроплан в то знаменательное лето 1910 года.

Осенью того же года Евгений участвовал во Всероссийском празднике воздухоплавания и тогда, на свой страх и риск, несмотря на запреты, полетел из Петербурга на Гатчину, попутно сделав петлю над Исаакиевским собором. Полет длился около часа – это было впервые в истории авиации.

Аэроплан «Вуазен» на котором летал Руднев. Фото в свободном доступе.
Аэроплан «Вуазен» на котором летал Руднев. Фото в свободном доступе.

Лучший авиаинструктор дореволюционной России

После окончания авиашколы, он остался работать там инструктором, одновременно занимаясь аэрофотосъемкой. Евгения Руднева интересовало всё, связанное с военной авиацией: он проводит испытания самолетных радиостанций, авиамоторов, бомбосбрасывателей; занимается изучением особенностей управления и наблюдения за самолетами в темное время суток; испытывает новые аэропланы; готовит военных летчиков и участвует в окружных маневрах

Е.В. Руднев является автором «Практики полетов на аэропланах», где, помимо прочего, излагает собственную теорию техники пилотирования. Он считал, что пилоты должны уметь не только завести самолет и подняться в воздух, но и уметь быстро ориентироваться в самых разных ситуациях и выполнять трюки в воздухе:

«Многие говорят, что головоломные трюки бесполезны в серьезной авиации. По-моему, они глубоко ошибаются».
Евгений Владимирович Руднев (1886-1946). Фото в свободном доступе.
Евгений Владимирович Руднев (1886-1946). Фото в свободном доступе.

Деятельность Руднева в Первую мировую войну

Когда началась война, штабс-капитана Евгения Руднева командировали на Комендантский аэродром в Петербурге. Там он должен был освоить полеты на четырехмоторном гигантском бомбардировщике «Илья Муромец». Однако уже осенью 2014 г. Руднев вернулся на самолет, к которому привык – «Вуазен».

Пилот Руднев принял командование над двумя авиационными отрядами и до октября 1915 г. совершил 157 боевых вылетов. За что удостоился ордена Станислава. Особенно стоит отметить полет, за который Руднева наградили Георгиевским оружием. Дело было 1 августа 1915 г. Руднев отправился в разведывательный полет и увидел, что противник пошел в наступление. Со стороны неприятеля открыли сильный шрапнельный огонь, но, несмотря на это пилот смог выследить вражеские действия и доставить в штаб ценную информацию.

Осенью 1915 года Руднев отправился в тыл, чтобы помочь наладить производство нового летательного аппарата, сконструированного инженером Слесаревым. Но проект еще нуждался в длительной разработке и Рудневу поручили поездку во Францию, чтобы закупить оборудование для строительства самолета. После возвращения летчик еще несколько раз оправлялся на фронт, но большей частью обучал молодых военных пилотов.

Самолет «Святогор», сконструированный В. А. Слесаревым. Изображение взято: avia.academic.ru
Самолет «Святогор», сконструированный В. А. Слесаревым. Изображение взято: avia.academic.ru

Годы Гражданской войны

Евгений Руднев не поддержал большевистский переворот. Поэтому высококлассный пилот не смог найти себе занятие в «стране рабочих и крестьян». Какое-то время он прожил на Украине, в Одессе. Вместе с группой пилотов-единомышленников угнал несколько аэропланов с аэродрома и улетел в Екатеринодар (Краснодар), где примкнул к Белому движению.

Осенью 1918 года Руднев командует 3-м авиационным отрядом Добровольческой армии, а через год его назначают ВИО начальника Строевого отдела Управления авиации ВСЮР. Затем он перебирается в Крым, где становится помощником начальника авиации Русской армии генерала П.Н. Врангеля. А потом пропадает. Нет никакой информации, как и когда летчик эмигрировал из России. Скорее всего он уплыл на пароходах Врангеля, вместе с другими белогвардейцами.

«Илья Муромец» самолет-бомбардировщик. Кадр из фильма.
«Илья Муромец» самолет-бомбардировщик. Кадр из фильма.

Русский пилот-ас стал парижским таксистом…

Позже появились сведения, что Евгений Руднев находится во Франции. Но работу по профилю он так и не нашел. Чтобы жить, пришлось устроиться шофером в парижское такси. Приходилось голодать. Но гордый летчик не просил помощи у людей, лишь иногда глядел в небо со словами: «Еще хотя бы раз взлететь!»

Руднев пережил Вторую мировую войну, скончавшись от туберкулеза в июне 1945 года. Великого летчика похоронили на русском кладбище Сен Женевьев де Буа, установили бетонный крест и к его нижней части прикрепили пропеллер… Этот человек сделал огромный вклад в развитие авиации, но был незаслуженно забыт.

О боеспособности женских подразделений во время тяжелого периода Первой Мировой Войны, есть отличное видео на канале моих друзей:

Крикнул «Это вам за пацанов!», и взорвал гранату- почему не спасли сбитого в Сирии лётчика, Романа Филипова

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал и пишите, что думаете - всё это мне очень поможет !Подписывайтесь на канал "Две войны " в Телеграм
Если Вы заметили какие-либо ошибки или неточности, напишите мне в личные сообщения, я буду очень благодарен за Вашу помощь!

А теперь вопрос читателям:

Как на самом деле Руднев уехали из России?