Найти в Дзене

"Морзянка" с неба - радиосвязь в авиации в годы Первой мировой войны

Приветствую вас друзья! Радиосвязь в начале XX века развивалась семимильными шагами и проникла во многие сферы деятельности, в том числе и в военное дело. К началу первой мировой войны радио как одно из средств связи прочно заняло позиции во флоте и в сухопутных войсках. Сегодня хотелось бы рассказать о том,что представляла собой и радиосвязь и как она использовалась в военной авиации.

Британский самолет разведчик RAF Be 2a ведет разведку
Британский самолет разведчик RAF Be 2a ведет разведку

Радиостанция  "Sterling"  1916 г. . установленная на британском самолете -разведчике. Её общий вес составлял 20 кг, длина излучаемой волны составляла от 100 до 340 м, а дальность действия - до 30 км. Изображение взято в открытом доступе.
Радиостанция "Sterling" 1916 г. . установленная на британском самолете -разведчике. Её общий вес составлял 20 кг, длина излучаемой волны составляла от 100 до 340 м, а дальность действия - до 30 км. Изображение взято в открытом доступе.

Поскольку для авиации изначально в качестве первоочередной задачи ставилась воздушная разведка и наблюдение, то вставала проблема быстрой передачи добытых сведений, пока они не утратили своей актуальности. Ясно, что если устный доклад пилота или сброшенный с аэроплана вымпел с запиской еще более-менее годились для доставки разведданных, то такая вещь как корректировка артиллерийского огня требовала передачи данных, как сейчас говорят в режиме "он-лайн".

Впервые в истории радиосообщение с самолета на землю 27 августа 1910 г. передал американский летчик Дж. Маккарди. Ещё через два года, на маневрах американской армии были проведены первые успешные опыты по корректировке артиллерийских стрельб с помощью радиопередатчика установленного на аэроплане: с воздуха приходили радиограммы, на земле расстилали специальные полотнища подтверждающие их получение.

-3

Не отставали от заокеанских военных и их коллеги из Англии и Франции, которые стали также и поставщиками радиооборудования для русской авиации. В 1914 году пилоты Королевского лётного корпуса (RFC) лейтенанты Дональд Льюис и Барон Джеймс протестировали радиотелеграфную связь между самолётами, разлетевшись на 16 км.

Весьма скоро беспроводная система RFC впервые показала себя в деле. 4 августа 1914 года Британия вступила в Первую мировую войну. 6 сентября в полёте во время сражения на Марне во Франции Льюис заметил 50-километровую брешь в расположениях противника. Он отправил беспроводное сообщение с отчётом об увиденном, после чего британцы и французы атаковали эту брешь. Это был первый случай, когда было получено беспроводное сообщение с британского самолёта, и на его основе были приняты реальные меры. Британское командование быстро оценило новинку и начало пропагандировать беспроводную связь, требовать поставок дополнительного оборудования и обучения пилотов и наземных служб поддержки.

Во Франции основным производителем радиопередатчиков для самолетов была компания SFR (Société Française Radio-Electrique), которая за время войны произвела 18 000 авиационных радиостанций. Часть из них были поставлены в Россию.

Французский многоцелевой самолет Бреге-14. В версии разведчика оснащался радиостанцией.
Французский многоцелевой самолет Бреге-14. В версии разведчика оснащался радиостанцией.

В Германии, ещё в 1908 году, начали оснащать "станциями беспроволочного телеграфа" свои боевые дирижабли, знаменитые "Цеппелины", которые впоследствии занимались ведением разведки и бомбардировками наземных целей. Позже были разработаны и радиостанции для аэропланов, первые образцы которых начали ставить на самолеты в 1915 году.

Германский авиационный передатчик "Сименс-Гальске", весил 16 кг и имел дальность действия до 60 км Изображение взято в открытом доступе.
Германский авиационный передатчик "Сименс-Гальске", весил 16 кг и имел дальность действия до 60 км Изображение взято в открытом доступе.
Германский штурмовик Юнкерс J4 - один из первых бронированных самолетов-штурмовиков также оснащался радиостанцией, причем вес её достигал 100 кг.
Германский штурмовик Юнкерс J4 - один из первых бронированных самолетов-штурмовиков также оснащался радиостанцией, причем вес её достигал 100 кг.

В России также старались не отставать от прогресса. Выдающийся вклад в дело организации военно-воздушных сил России и внедрение в них систем радиосвязи внес «Августейший заведующий авиацией и воздухоплаванием Великий князь Александр Михайлович» (1856–1933). Именно его воля и энергичная деятельность помогли побороть все бюрократические заслоны, создать основу военно-воздушных сил России и, в прямом смысле, заставить пользоваться радиосвязью на самолетах.

Великий князь Александр Михайлович (1866-1933)– дядя царя Николая II, военно-морской деятель, в 1886–1887 гг. совершил кругосветное путешествие на корвете «Рында», в 1903 году был произведен в контр-адмиралы и назначен младшим флагманом Черноморского флота, начальником Главного управления торгового мореплавания и портов, был инициатором организации новых мореходных училищ, воздухоплавательных и авиационных школ.  В январе 1915 года, Александр Михайлович был назначен Заведующим авиацией и воздухоплаванием в России.
Великий князь Александр Михайлович (1866-1933)– дядя царя Николая II, военно-морской деятель, в 1886–1887 гг. совершил кругосветное путешествие на корвете «Рында», в 1903 году был произведен в контр-адмиралы и назначен младшим флагманом Черноморского флота, начальником Главного управления торгового мореплавания и портов, был инициатором организации новых мореходных училищ, воздухоплавательных и авиационных школ. В январе 1915 года, Александр Михайлович был назначен Заведующим авиацией и воздухоплаванием в России.

Первый эксперимент в России по радиосвязи в авиации были проведены ещё до войны. Летом 1911 года лейтенантами флота В.В. Дыбовский и А.А. Тучков на самолете "Блерио" был установлен "аппарат для беспроволочной телеграфии системы лейтенанта Тучкова и произведены неоднократные опыты. Причем были получены результаты, которые указали, что после некоторых усовершенствований в приборе будет возможность переговариваться на расстоянии до 50–70 верст". 9 ноября 1911 г. на Гатчинском аэродроме при Офицерской воздухоплавательной школе, были произведены "опыты телеграфирования без проводов с аэроплана, давшие весьма благоприятные результаты". Опыты проводил подполковник Д.М. Сокольцов на двухместном самолете «Фарман - IV».

Вот с такого самолета и был в России впервые передан радиосигнал
Вот с такого самолета и был в России впервые передан радиосигнал

Уже в начале 1914 г., в авиационные подразделения высылались радиопередатчики и радиоприемники. Так заведующий техническими средствами Главного военно-технического управления (ГВТУ) подполковник Золотовский докладывал в Штаб ВГК, что "в период времени с 10 апреля по 10 мая 1914 г. в авиароты было выслано 12 передаточных и 4 приемных специальных аэропланных радиостанций французской системы Руво с районом действия до 80 км". Тогда же, весной 1914 г., была выработана программа отправных данных для разработки нашими заводами необходимых радиостанций: дальность действия до 10–12 верст, вес около 18 кг, на аэропланах устанавливаются только передающие радиостанции, которые не должны вызывать каких-либо конструктивных дополнений в аэропланах»

Вуазен LAS был наверное одним из самых распространенных самолетов в ВВС российской империи: выполнял функции и разведчика и легкого бомбардировщика и корректировщика артиллерии. В последнем случае радиопередатчиком оснащался в обязательном порядке.
Вуазен LAS был наверное одним из самых распространенных самолетов в ВВС российской империи: выполнял функции и разведчика и легкого бомбардировщика и корректировщика артиллерии. В последнем случае радиопередатчиком оснащался в обязательном порядке.

Особенно интенсивно радиосвязь в авиации стала применяться для корректирования артиллерийской стрельбы (из укрытия) и для разведки; разрабатывались подробные инструкции по применению радиосвязи в авиации. На заводах Российского общества беспроводной телеграфии и телефонии (РОБТиТ) конструировалась отечественная аппаратура, которая немедленно поступала на вооружение.

Аэропланный радиопередатчик производства РОБТиТ Россия 1917 год. Схема была построена на основе искрового разрядника, питаемого от внешней динамомашины через повышающий трансформатор. Для наблюдения за искровыми разрядами в крышке имелось застекленное отверстие. В качестве контурных конденсаторов использовались лейденские банки. Изображение взято в открытом доступе.
Аэропланный радиопередатчик производства РОБТиТ Россия 1917 год. Схема была построена на основе искрового разрядника, питаемого от внешней динамомашины через повышающий трансформатор. Для наблюдения за искровыми разрядами в крышке имелось застекленное отверстие. В качестве контурных конденсаторов использовались лейденские банки. Изображение взято в открытом доступе.

Но в целом, большая часть радиооборудования для русских ВВС закупалась у союзников. К началу 1917 г. в каждом авиационном отряде уже насчитывалось до 20 радистов. Передача сообщений из самолётов велась телеграфным ключом со средней скоростью до 120 зн./мин.

Основным способом передачи информации была азбука Морзе. Для ускорения передачи сообщений разрабатывались специальные коды.

Вот таким ключом и отстукивали радисты "морзянку"
Вот таким ключом и отстукивали радисты "морзянку"

Русский военный летчик H.М. Брагин отмечал, что "существовало до тридцати специальных кодовых телеграфных сигналов, которые отправлялись с самолета и их приём наземным приёмным пунктом вполне обеспечивал успех пристрелки артиллерийской батареи к необходимой цели". Британцы, например, с конца 1914 года применяли карты с координатной сеткой, благодаря чему с использованием всего нескольких цифр и букв можно было обозначить и направление, и расстояние. Но даже после таких упрощений радиотелеграфия оставалась неуклюжим делом. Разумеется, что удобнее всего была бы передача голосовых сообщений.

Созданием двунаправленной голосовой системы весной 1915 года занялся инженер Чарльз Эдмонд Принс, ранее работавший в компании "Маркони". Он собрал команду инженеров, в основном своих бывших коллег по работе в "Маркони". Летом 1915 года группа Принса успешно протестировала первую голосовую связь воздух-земля при помощи радиотелефонного передатчика, установленного на самолёте.

Так выглядел воздушный телефон Принса. Изображение взято в открытом доступе.
Так выглядел воздушный телефон Принса. Изображение взято в открытом доступе.

В 1918 году они выпустили шлем лётчика, в который в районе ушей были встроены телефонные приёмники, а в районе горла – микрофон. Горловой микрофон (ларингофон) обматывался вокруг шеи, чтобы считывать вибрации прямо с горла пилота – в этом случае ему не мешал фоновый шум ветра и мотора.

английский лётный шлем с телефоном. Изображение взято в открытом доступе.
английский лётный шлем с телефоном. Изображение взято в открытом доступе.

К концу войны в Англии удалось наладить голосовую связь воздух-земля, земля-воздух и самолёт-самолёт. Королевские военно-воздушные силы Британии оборудовали 600 самолётов голосовым радио на незатухающих волнах и открыли 1000 наземных станций, где трудилось 18 000 операторов.

В общем, к концу войны радиосвязь доказала свою значимость в авиации и из экспериментальной новинки переросла в полноценного помощника военных авиаторов.

Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал. И до новых встреч на "Историческом броневичке"!