Мало кто знает, но в Спасской башне Московского Кремля присутствует такой архитектурный элемент, как аркбутаны. Аркбутаны применялись в средневековых готических соборах для создания более лёгких и прочных конструкций.
Аркбутан переводится с французского как «опорная арка». Такие каменные полуарки располагаются снаружи здания.
В Спасской башне аркбутаны появились, вероятно, в 1620-х годах при сооружении шатра шпиля. С улицы аркбутаны не видны – они скрыты за декором аркады чуть ниже курантов – между ней и стеной есть небольшая галерея.
Применение аркбутанов помогает органично перераспределить тяжесть кровли и шпиля – часть веса направляется в горизонтальную плоскость и передается на опорные столбы (контрфорсы).
Сами опорные столбы часто выделяются небольшими башенками (пинаклями), которые являются не просто декоративным элементом – своим весом они также добавляют конструкции прочности.
При строительстве неоготических зданий в Российской империи аркбутаны не получили широкого распространения даже в западных губерниях. Но всё же такой приём можно увидеть.
Например, аркбураны есть в конструкции купола католического Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве. Он возводился в 1901-1911 годах по проекту архитектора Фомы Богдановича-Дворжецкого.
Ещё один пример применения аркбутана встречается в Санкт-Петербурге в конструкции шпиля православной церкви Святых Петра и Павла в Парголове.
Он был отлит из чугуна по проекту архитектора Александра Брюллова в 1830-х годах.
Потрясающий пример конструкции большого католического храма с применением аркбутанов увидеть в западной Беларуси – это Троицкий костел деревне Гервяты (1899-1903, арх. В. Михневич).
Читайте также: Крабб – самый изящный элемент (нео)готики. Российские примеры
Подписывайтесь на канал и открывайте Россию заново!